Чиновников пошлют на биржу

Поправки в Закон "О товарных биржах и биржевой торговле" могут вдохнуть жизнь в работу российских товарных бирж. Депутаты Госдумы рассмотрят этот вопрос в апреле.

<BR><BR>Поправки в Закон "О товарных биржах и биржевой торговле" могут вдохнуть жизнь в работу российских товарных бирж. Депутаты Госдумы рассмотрят этот вопрос в апреле. <BR>Основная надежда биржевиков связана с принудительной закупкой товаров через биржи для государственных нужд (см. врезку). Авторы поправок надеются, что биржевой механизм образования цены позволит государству не переплачивать поставщикам, а также использовать эти цены в качестве справочных, для налогообложения. Однако опыт Петербурга показал, что организация биржевых торгов реальным товаром - очень сложная задача. И пока она успешно так и не была решена. Кроме того, не воодушевляет эта система и региональные власти. Управлять тендерным процессом чиновники давно научились, и биржевые торги могут значительно сократить возможности для "побочных заработков".<BR><BR>Андрей Низельский, президент ЗАО "Мурманская товарно-сырьевая биржа":<BR>"У региональных бирж осталась только одна надежда - на этот закон. Только так они могут выжить. Если в начале 90-х мы выполняли функцию почившей системы государственного распределения, то примерно с 1994 года предприятия наладили свои собственные связи, и мы остались фактически не у дел. Сейчас живем только за счет того, что отдел реализации военного имущества администрации ставит нам на торги судовой лом с Северного флота, так как Министерство обороны поручило им проводить подобные операции через биржи. Другим структурам невыгодно заниматься биржевой торговлей. Например, Мурманск - рыбный город, но ни одной сделки по рыбе через биржу не прошло, так как фирмы не хотят "светить" свои реальные объемы лова и цены. Это происходило из-за отсутствия интереса к проблеме у государства. Теперь власти, возможно, и задумаются о роли товарных бирж в формировании цивилизованного рынка.<BR>Откуда сейчас в бюджете берутся цены на ресурсы? С мировых бирж. А почему Россия сама не может определять, сколько стоят ее металл, древесина, зерно, рыбные квоты?"<BR><BR>Владимир Лебедев, исполнительный директор ЗАО "Биржа "Санкт-Петербург":<BR>"Главное при прохождении поправок через Думу - преодолеть сопротивление отраслевых министерств, которые прекрасно понимают, что ценообразование станет прозрачнее. И государство вполне сможет проявить волю и провести эти изменения. Чтобы, с одной стороны, обеспечить соблюдение рыночных законов, а с другой - видеть систему ценообразования. Это будет полезно и для налоговых органов - видеть реальную цену покупки. <BR>На первых порах через биржи пойдут товары, которыми раньше занимались всякие государственные предприятия, обеспечивающие госзаказ непонятно по каким ценам, через каких посредников, от каких поставщиков. Им на смену придет более справедливая форма ценообразования, построенная по методу аукциона. Биржа по поручению органов власти будет собирать информацию от производителей, помещать эти данные в открытых источниках информации, потом - формировать правила проведения аукциона. Но это будет не просто аукцион, а целая торговая система - с гарантиями исполнения сделки, поставок, оплаты и т.д.<BR>В Петербурге сейчас отсутствует система индикативных цен на городские закупки. Например, на медикаменты. Комитет здравоохранения просто берет деньги и покупает, хотя на эти же деньги можно найти и более выгодного поставщика. Биржа могла бы выступать в качестве инструмента формирования информационно-справочной системы. И в городе, и по Северо-Западу. Например, Петербург покупает зерно на Алтае, в Ставрополье, за границей. Почему бы западным брокерам не выйти на наши биржи? Это бы сократило количество посредников".<BR><BR>Павел Еремеев, начальник управления по формированию городского заказа Комитета экономики и промышленной политики администрации Санкт-Петербурга:<BR>"Это не даст никакого эффекта. Для начала должна быть выстроена система госзаказа, на основе которой уже можно привлекать другие организации. А пока этой системы нет нигде в России, кроме Петербурга. Да и у нас она не в идеальном состоянии. И в этих условиях биржи хотят сами проводить конкурсы. Пускать государственные средства в акционерное общество? Помяните мое слово, вступление в силу изменений к Закону "О биржах" приведет к тому, что будет сломана еще не существующая система.<BR>В принципе, конечно, участие бирж в городских закупках возможно. Но зачем? У нас функционирует экспортно-промышленный совет, который голосованием определяет эффективность проведения закупки у данного поставщика. Если есть вопросы по цене товара - обращаемся к информации управления тарифной политики КЭПП, в котором проводится анализ рыночной конъюнктуры, данных Госкомстата, ситуации со стоимостью аналогичных товаров во всей стране. К тому же проводится конкурсный отбор поставщика. И эта система прекрасно работает".<BR>