Зачем "Кока-Кола" продает акваланги в пустыне

Точно по расписанию от метро "Московская" отправляется автобус, доставляющий сотрудников и приглашенных в петербургский филиал компании "Кока-Кола".

<BR><BR>Точно по расписанию от метро "Московская" отправляется автобус, доставляющий сотрудников и приглашенных в петербургский филиал компании "Кока-Кола".<BR>Служба безопасности быстро проверяет документы. Дальше - в вестибюль. Запланированная встреча должна произойти через пару минут. Можно достать книжку: иного начальства приходится ждать часами. Но расслабиться не удается: точно в назначенное время из красно-белых кулуаров выплывает директор по работе с персоналом петербургского филиала "Кока-Кола Боттлерс Евразия" Альфия Соловьева. <BR><BR><B>Двери нараспашку</B><BR>Альфия Соловьева не закрывает двери кабинета. В коридоре все остальные двери тоже нараспашку. "Политика открытых дверей - это основа нашей работы: все топ-менеджеры компании доступны для персонала. Сотрудники могут подойти в любое удобное для них время и задать тот или иной вопрос. Спрашивают, как может развиваться их карьера в рамках компании. А недавно пришел сотрудник с жалобой, что окна его кабинета выходят на юг, от жары не спасают даже жалюзи", - объясняет Альфия Соловьева.<BR>Другая возможность пообщаться - общие собрания. Они проходят раз в квартал или чаще, по мере необходимости. Поскольку работа в компании идет в несколько смен, собрание проходит в разное время. Например, в один день оно начинается в 7:30, в другой - вечером.<BR>"Посещение не обязательно, но обычно приходят почти все сотрудники, поскольку они хотят получить информацию из первых рук, - говорит Альфия. - Например, сейчас у нас начинается новый проект - внедряем ключевые бизнес-индикаторы. Это планируемые показатели, которые являются целями на определенный период времени для каждого отдела и для компании в целом. В зависимости от выполнения этих целей, в конце месяца каждый работник имеет возможность получить премию. Мы должны объяснить нашим сотрудникам, что это такое, как это связано с их работой и что в результате они могут получить. Этому вопросу мы посвятим отдельное собрание".<BR><BR><B>"Персональная" команда</B><BR>Отдел по работе с персоналом отвечает за четыре направления: подбор сотрудников, компенсации и бенефиты, обучение и развитие персонала, связи с общественностью.<BR>В течение дня Альфия Соловьева обращается к своим подчиненным с тем или иным вопросом. Никаких проволочек, отсутствия на рабочем месте или незнания вопроса. Все идет словно по давно отрепетированному сценарию.<BR>Оксана Синицкая - "сидит на телефоне". Она ассистент отдела по связям с общественностью и отвечает за "горячую линию": в пик рекламной кампании в день бывает до 300-400 звонков. Сейчас их поменьше, но телефон то и дело звонит. "Мы хотим провести соревнования среди наших воспитанников, не могли бы Вы помочь с призами?" - спрашивают из детского дома. "Можно ли пить "Кока-Колу" малышам?", "Реально ли выиграть приз" и т.д.<BR>После полудня в компанию приезжают школьники на экскурсию. Ежедневные экскурсии для школьников, студентов, партнеров компании проводит Елена Шемелина, экскурсовод отдела обучения. Она рассказывает об истории завода, показывает детям фильм, проводит конкурсы. Старшеклассникам предлагают заполнить анкету, впоследствии их могут пригласить на временную работу. В год компанию посещает более 10 тысяч человек.<BR>Координатор по связям с общественностью Елена Лавина показывает корпоративное издание Newsletter. "Внутренняя газета служит политике открытых дверей, а с другой стороны, сотрудники могут поделиться своими идеями, предложениями, проблемами", - поясняет Елена.<BR>В газете представлены статьи руководителей предприятия, новости компании, впечатления новичков - здесь же список новых сотрудников, рекомендации медслужбы. Наиболее активных "собкоров" поощряют, например, походом в ресторан на двоих.<BR><BR><B>Кандидатов выбирают играючи</B><BR>В компании работает около 400 человек, но в летний сезон требуются дополнительные силы. Сейчас открыто более 40 вакансий, из них много временных, в основном это позиция мерчендайзера.<BR>"В течение нескольких лет мы создаем свою базу данных, - рассказывает Альфия Соловьева. - Это позволяет в короткие сроки и более экономично найти нужного специалиста. Размещаем объявления в разных газетах, на радио, ищем через сотрудников. Если в настоящее время человек нам не подходит, его данные заносятся в базу, и в будущем мы сможем к нему обратиться. Во-первых, он может претендовать на другую позицию, которая не была свободна. Во-вторых, люди постоянно развиваются, возможно, претендент улучшил свой английский".<BR>Кандидаты на место проходят несколько этапов собеседования. При этом никаких психологических тестов в компании не признают. Прошедших отбор приглашают на деловую игру: собирается несколько менеджеров - это "покупатели" - и шесть-семь кандидатов, которым предлагается попробовать продать... например, акваланг в пустыне. Идеи у продавцов разнообразные. Самый смекалистый показывает дорогу к колодцу, а потом удивленно спрашивает: "А чем вы воду-то черпать будете? Возьмите акваланг!"<BR>Когда кандидатура утверждена, новичок подписывает контракт, оформляет электронный пропуск, знакомится с "Кодексом делового поведения" и другими традициями фирмы. <BR>Например, здесь принят деловой стиль одежды, а вот в пятницу можно носить все что нравится. Специалист по подбору персонала Лилия Ясакова проводит нового сотрудника по всем отделам и представляет каждому, рассказывая о том, кто чем занимается. На адаптацию новичка в компании в среднем уходит полгода. Начиная с первых дней работы сотрудники посещают семинары и различные тренинги. <BR>Сегодня менеджер по обучению и развитию Елена Шестакова учит сотрудников вести презентацию. "Ученики" все время ломают голову над ее вопросами: "С чего вы начнете выступление?", "Можно ли для начала рассказать анекдот?" и т.д. <BR><BR><B>Лучшее - враг хорошего</B><BR>В отделе по персоналу работают не только с претендентами, но и с теми, кто уходит из компании. Менеджер по персоналу и трудовым отношениям Светлана Буга проводит с ними последнее интервью: "Когда человек покидает фирму, он более откровенен. Мы стараемся понять, что послужило причиной увольнения, что его не устраивало. Потом анализируем сложившуюся ситуацию и пытаемся что-то изменить. Например, именно после таких интервью были внесены изменения в систему компенсаций торговым представителям, стали регулярно проводиться общие встречи с сотрудниками".<BR>Организация досуга, совместного отдыха - тоже забота отдела по персоналу. Каждый отдел имеет возможность время от времени отдохнуть вместе, например покататься на коньках в "Ледовом дворце" или в хорошую погоду выехать на пикник. Новый год, день рождения компании или день семьи - это уже праздники общего масштаба. Раньше день семьи отмечали прямо на заводе, теперь заказывают автобусы и едут на природу, в парк.<BR>Рабочий день заканчивается в 17:00. У ворот снова ждет автобус. Сейчас он идет по удлиненному маршруту. "Многие сотрудники живут на Гражданке, а туда очень трудно добираться на общественном транспорте, особенно в часы пик, вот мы и продлеваем маршрут", - пояснила Альфия Соловьева.<BR><B>Эльви Усманова</B>