00:0030 марта 200100:00
13просмотров
00:0030 марта 2001
Каждый человек может назвать хотя бы десяток фамилий актеров. Несколько сложнее с режиссерами. Фамилии "кинодраматургов игрового кино", то бишь сценаристов, знают только киноэрудиты.
<BR><BR>Каждый человек может назвать хотя бы десяток фамилий актеров. Несколько сложнее с режиссерами. Фамилии "кинодраматургов игрового кино", то бишь сценаристов, знают только киноэрудиты. <BR>Сами работники киноиндустрии любят говорить о том, что сценарист - весьма призрачная фигура в кинематографе. Вроде бы он есть - и одновременно его нет. О наличии сценариста можно догадаться только по двум признакам. Во-первых, по наличию готового продукта - фильма и по строке в смете расходов. По разным оценкам, российские сценаристы "съедают" от $2 млн до $3 млн в год. Примерно половина из этих денег достается петербургским мастерам пера.<BR><BR><B>Плоды трудов</B><BR>На сумму гонорара в первую очередь влияет даже не качество продукта, а имя. "Думаю, что Кивинов, когда был еще не очень известен, получал за свои сценарии на порядок меньше, чем сейчас", - сообщили на ОРТ. По неофициальным данным, сценарист за создание одной стандартной серии сериала (52 мин.) получает $1-2 тыс. Средняя производительность сценарно-сериального конвейера - один-два сценария.<BR>Человек, пишущий сценарий к "большому" фильму, может получить в несколько раз больше. Говорят, гонорар сценариста в России иногда достигают $100 тыс. Впрочем, конкретных имен никто не называет. "Продюсер смотрит прежде всего на товарность моего "продукта". Он должен быть способен либо приносить дивиденды, либо престиж на кинофестивалях", - объясняет автор сценария к фильмам "Гений", "Призрак", "Камышовый рай", а также к сериалу "Агент национальной безопасности" Игорь Агеев.<BR><BR><B>Действующие лица </B><BR>Активных сценаристов в Петербурге и Москве можно пересчитать по пальцам. Среди успешных участников сценарного рынка не так много лиц со специальным высшим образованием (драматургов в России выпускают два учебных заведения), зато есть артисты, телевизионщики, жены режиссеров, милиционеры и др. Если раньше сценарист зачастую сначала создавал продукт, а затем реализовывал его на рынке, то сейчас в основном идет работа под заказ. "Традиционной была схема, когда сценарист приходил с идеей, подавал заявку - краткий, сконцентрированный сценарий. Если давали добро, начиналась работа. Сейчас звонят и говорят: "Есть такая-то идея. Можешь расписать?" - рассказывает Игорь Агеев. В первую очередь так работают "сериальные" сценаристы. "Производство сериалов - поток. Поэтому сложился рынок особых сценаристов - специалистов, которые появились благодаря конвейеру. Они делают свою работу профессионально, качественно и так, как от них требует заказчик. А игровое кино - продукт штучный, в нем профессионалов по-прежнему не хватает. Здесь задача посложнее, да и нет жесткой увязки с заказчиком", - считает директор ООО "Кинокомпания "СТВ" Сергей Сельянов. Сейчас для сериалов пишет уже сложившийся круг людей, но еще 2-3 года назад телекомпании атаковали многочисленных профессиональных и "случайных" сценаристов. "К нам приходило бесконечное множество различных сценариев. 99% не проходило. Мы находили интересного человека и тему методом "тыка". Это было очень неэффективно. Теперь уже появились определенные связи. Хотя никаких правил все равно нет. Например, для сериала "Империя под ударом" нам писал Игорь Шприц. Но того, что он делал, было недостаточно. Так что пришлось заключать договор с Еленой Райской, которая делала диалоги и "уточняла" драматургию", - перечисляли на ОРТ.<BR><BR><B>Метаморфозы</B><BR>Коммерческий успех сценариста зачастую определяют "фактор знакомства" и случай. "Зашел я как-то в гости к Владимиру Вардунасу (автору сценариев к фильмам "Фонтан", "Анекдоты", "Чича"). Сидим, чай пьем. Раздается телефонный звонок. Ему предлагают заняться сценарием к сериалу. Это был "Агент национальной безопасности". А Вардунас, недолго думая, говорит в трубку: "У меня здесь еще Агеев сидит". На том конце: "Ну пусть и Агеев приходит". Вот и работаем вдвоем. Пишет тот, кто первый дорвался до клавиатуры компьютера. Другой сидит рядом. Потом меняемся. А сейчас у нас сложился другой способ написания. Мы просто распределяем эпизоды - кому какой писать. Потом шлем написанное по "мейлу". А потом созваниваемся и доводим все до ума окончательно", - откровенничает Игорь Агеев. (В.К.)<BR>