00:0027 марта 200100:00
11просмотров
00:0027 марта 2001
В России иссякают финансовые ресурсы. И теперь наиболее остро развернется борьба между субъектами Северо-Западного федерального округа за деньги инвесторов, в первую очередь иностранных.
<BR><BR>В России иссякают финансовые ресурсы. И теперь наиболее остро развернется борьба между субъектами Северо-Западного федерального округа за деньги инвесторов, в первую очередь иностранных.<BR>Не только главы регионов, но и руководители федеральных министерств и ведомств спят и видят, как западные бизнесмены вкладывают деньги в промышленность России, а чиновники всех уровней им помогают. Министерство экономического развития и торговли РФ предлагает иностранным инвесторам действовать через специальное инвестиционное агентство. Через него, по мнению министерства, инвесторам будет проще вкладывать средства в российские предприятия.<BR>Правительство РФ понимает, что существенный приток капитала будет возможен после того, как отечественные инвесторы начнут стабильно вкладывать деньги в российскую промышленность, а не вывозить их за границу. По мнению чиновников, снижение вывоза денег из страны вдвое приведет к росту инвестиций почти на треть.<BR>Валовые сбережения, по прогнозам чиновников, в 2000-2010 гг. будут устойчиво превышать 30% ВВП. Это означает, что с каждым годом реформ люди будут больше денег сберегать в финансовых институтах, ценных бумагах и меньше проедать. Таким образом, основная задача Правительства РФ - сделать экономику страны привлекательной для долгосрочного инвестирования.<BR><BR><B>Кто больше возьмет</B><BR>Пока же из-за отсутствия единой государственной политики для привлечения инвестиций каждый руководитель региона издает свои законы, поощряющие инвестиционную активность экономических субъектов. Региональные власти как бы соревнуются между собой, кто привлечет больше инвестиций. По итогам 2000 года наиболее удачным в Северо-Западном регионе оказался Петербург. Город "раскрутил" западных кредиторов почти на $1 млрд. Ленобласти удалось "собрать" инвестиций на сумму $230 млн, увеличив прошлогоднее значение этого показателя в 1,5 раза. Республике Коми рывок не удался: в 2000 году, как и в 1999-м, инвесторы вложили в экономику республики $125 млн. Новгородской области, несмотря на репутацию первоклассного "привлекателя инвестиций", в 1999 году удалось заполучить $88,1 млн, а в 2000-м - $49,5 млн прямых иностранных инвестиций.<BR>Если Правительству РФ удастся реализовать свой десятилетний план действий (см. "ДП" №48/01), то регионам станет значительно легче привлекать инвестиции. Согласно стратегии развития государства, обозначенной в программе Минэкономразвития РФ, российский ВВП к 2004 году вырастет на 29-30%, а к 2010 году - на 70-80% (за базу принимается 1999 год). Составители программы не исключают, что в отдельные годы экономический рост может ускоряться и превышать запланированный среднегодовой темп прироста 5% в 2 раза. В этом случае ВВП к 2010 году может быть больше запланированного.<BR><BR><B>Зачем им деньги</B><BR>Наиболее благоприятный момент для вложения средств в экономику - этап подъема. Именно фазу роста со второй половины 1999 г. переживает российская промышленность. Руководители заводов и фабрик на протяжении последних 2 лет интенсивно загружали простаивавшие до этого производственные мощности. Правда, начало 2001 года ознаменовалось замедлением экономического роста. Причины - наполнение рынка дешевым и однообразным товаром, часто низкого качества. Теперь маркетологи крупных компаний озадачены выделением собственной марки товара из общей массы, продвижением ее на рынке и поддержанием определенного уровня качества. Однако из-за недостаточного количества финансовых средств не многим предприятиям удалось полностью или хотя бы частично обновить основные производственные фонды. И это в значительной степени осложняет задачи маркетинга. Снижение спроса в начале текущего года отразилось на предприятиях всех отраслей промышленности, за исключением компаний, работающих в топливно-энергетическом и лесопромышленном комплексах. Существенное сокращение объема производства в январе- феврале зарегистрировано в химической, нефтехимической, легкой и пищевой отраслях.<BR><BR><B>Вера в себя</B><BR>Иностранцы вкладывают деньги в российские компании, однако не в том объеме, которого ожидают чиновники. В 2000 году из-за границы в реальный сектор российской экономики влилось около $11 млрд, что на 14% больше, чем в 1999 году. При этом объем промышленного производства во многих отраслях увеличился за весь 2000 год в 2-3 раза.<BR>Главными источниками финансирования российских компаний в минувшем году оставались собственные средства (амортизационные отчисления, фонд накопления), привлеченные (кредиты банков и других организаций) и консолидированный бюджет РФ. Но для крупной модернизации основных производственных фондов этих источников недостаточно. Кроме того, в ближайшие годы некоторые из них будут сокращаться. Например, расходы из федерального бюджета. Во-первых, Правительство РФ последнее время постоянно напоминает экономическим субъектам, что государства на рынке "будет не видно". Пусть руководители заводов сами суетятся. <BR>Государство оставит за собой часть стратегически важных отраслей, таких, как военно-промышленный комплекс, космонавтика. Уже в 2000 году по сравнению с 1999 годом доля федерального бюджета в совокупном объеме капиталовложений снизилась. Правда, увеличилась доля региональных бюджетов (см. табл.). Но это уже зависит от позиции конкретного губернатора.<BR><BR><B>Индивидуальный подход</B><BR>Большой проблемой для российских предпринимателей остается получение кредита в российском банке на срок более 1 года. Банковские кредиты для большинства российских предприятий по-прежнему дороги - 30% в рублях и 15-18% в валюте при средней рентабельности производства около 20%. <BR>Кроме того, условия получения денег невыполнимы для большинства отечественных заемщиков - средних и малых предприятий. Многие из них работают менее 10 лет. Часто бывает так, что они не могут предоставить требуемый банком залог, достоверно расписать картину финансового положения фирмы. Их бухгалтерская документация не содержит полной информации о хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому зачастую процедура получения денег в банке основана на личных связях кредитора и заемщика.<BR>У крупных предприятий отношения с банками складываются значительно проще. Руководители заводов и фабрик эксплуатируют свою репутацию, авторитет и используют все возможные банковские механизмы краткосрочного кредитования для обеспечения предприятия оборотными средствами, высвобождая максимальное количество собственного капитала для финансирования долгосрочных проектов. Сегодня основные игроки кредитного рынка России - банки. Другие финансовые институты - страховые компании, инвестиционные фонды, призванные выполнять функции долгосрочного финансирования, - в российской действительности не играют значительной роли на рынке инвестиций.<BR><BR><B>Пять лет денег не видать</B><BR>По мнению аналитиков центра Economist Intelligence Unit (EIU), в 2001 году мировой объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) уменьшится на 32,3%. Но это вовсе не означает, что в текущем году поток западных инвестиций в Россию сократится. Все может произойти с точностью до наоборот. Спад коснется в первую очередь промышленно развитых стран и будет обусловлен резким сокращением числа слияний и поглощений. Россия по объему инвестиций в 2001-2005 годах может подняться с 31-го на 23-е место в мире. Прежде всего иностранцы собираются вкладывать деньги в освоение новых рынков сбыта и получение доступа к источникам сырья. При этом приток ПИИ будет напрямую зависеть от политической ситуации и успехов процесса интеграции России в мировую экономику. Но главное - это усилия Правительства РФ, направленные на создание условий стабильного экономического роста. Пока экономическая ситуация в стране слабо поддается контролю со стороны государства. Так, например, первым выбилась из графика инфляция. Ее темпы в январе превысили в 2 раза заложенную в бюджете норму. Правда, в феврале она снизилась до 2,3%, что на 0,5% ниже январского уровня (см. табл.). Учитывая ежемесячные колебания темпов инфляции, запланированного в бюджете уровня 15% в год она может достигнуть уже к лету, а по итогам года - превысить 30%.<BR>