За информационной закрытостью скрываются успех либо проблемы

Топ-менеджеры крупных компаний часто закрываются от внешнего мира. Одни - потому что не хотят говорить о своих проблемах. Другие не желают распространяться об успехах. И в том и другом случае закрытость ведет к неверному представлению о фирме и вредит ее

<BR><BR>Топ-менеджеры крупных компаний часто закрываются от внешнего мира. Одни - потому что не хотят говорить о своих проблемах. Другие не желают распространяться об успехах. И в том и другом случае закрытость ведет к неверному представлению о фирме и вредит ее имиджу.<BR>Из петербургских компаний наиболее показательны ОАО "Самсон" и ЗАО "Лаверна". "Самсон" - банкрот, "Лаверна" - процветает. Обе фирмы пытаются скрыть крупные структурные перестановки.<BR><BR><B>Военная дисциплина</B><BR>ОАО "Самсон" было признано банкротом в декабре 2000 года. Инициатором банкротства стала Федеральная служба РФ по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО РФ). Временным управляющим назначен сотрудник службы Андрей Гуляев. От общения с журналистами он категорически отказывается.<BR>"У нас в службе железный порядок, - сразу заявил Александр Утевский, руководитель Северо-Западного межрегионального территориального органа ФСФО РФ. - С прессой общаются только два человека - либо я, либо мой заместитель". <BR>На "Самсоне", по косвенным признакам, действительно вводится железная дисциплина. Отказываются беседовать с журналистами и другие работники комбината, причем не только нынешние, но и бывшие. До своего увольнения с предприятия избегала общения пресс-секретарь Елена Маковиз. Отказывается обсуждать новые порядки на "Самсоне" бывший технолог Галина Устинова.<BR><BR><B>Судебная драма</B><BR>Известно, что уже разработан план внешнего управления, который отправлен в Москву на согласование в ФСФО РФ. План должны утвердить кредиторы предприятия на собрании 29 марта. Однако, скорее всего, его перенесут на более поздний срок. <BR>Перенос собрания связан с рассмотрением в суде иска Андрея Гуляева о незаконном учреждении семи дочерних предприятий мясокомбината. В "дочки" было переведено до 80% основных активов "Самсона". При этом ни одна не взяла на себя обязательства по долгам материнской компании пропорционально приобретенному имуществу. <BR>Андрей Гуляев ранее заявлял, что если вернуть распроданное за бесценок имущество "Самсона", то можно рассчитаться с основной массой кредиторов. Сейчас в реестре кредиторов несколько десятков юридических лиц. Крупнейшие из них - Государственный таможенный комитет ($6 млн), ЗАО "Международный московский банк" ($4 млн), немецкая фирма Gausepohe Fleisch GmbH, осуществлявшая поставки мяса ($2,6 млн).<BR>На этом пути управляющего "Самсоном" преследуют неудачи. В феврале 2001 года арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отказал Андрею Гуляеву в иске. Интересы "дочек" представляли юристы ОАО КБ "Московский индустриальный банк" (МИБ), одного из акционеров "Самсона" (12% акций). <BR>Рассмотрение апелляционной жалобы Андрея Гуляева назначено на 4 апреля. Если апелляция не будет удовлетворена, управляющий подаст кассационную жалобу в высшую судебную инстанцию. Естественно предположить, что собрания кредиторов станут переносить и дальше. План внешнего управления предложат на рассмотрение, когда все возможности судебного решения проблем с "дочками" будут исчерпаны.<BR><BR><B>С молотка</B><BR>Если кредиторы не утвердят план внешнего управления, по закону единственным решением будет введение конкурсного производства - ликвидация предприятия, которая во внешнем управлении называется санацией. Долги заморозят, и предприятию предложат за 1,5 года встать на ноги. Кстати, конкурсное производство вводится и в том случае, если кредиторы не утвердят план через 6 месяцев после введения процедуры внешнего управления. Ждать осталось недолго - до лета.<BR>Ясно, что при введении конкурсного производства большую часть площадей "Самсона" распродадут. <BR>Какую бы практику ни избрали руководители компании, "Самсону" уже не подняться с колен. В советские годы комбинат выпускал до 210 тонн мясопродуктов в сутки. Сейчас - в 10 раз меньше. Еще 1,5 года назад "Самсон" занимал до 30% рынка мясопродуктов. Сейчас его колбасы нет на прилавках.<BR><BR><B>Ошибка миллионера</B><BR>ЗАО "Лаверна" начинало свою деятельность с маленького магазинчика на окраине города в 1992 году. Сейчас компания внешне выглядит весьма преуспевающей: создана сеть магазинов "Дом Лаверна" и супермаркетов "Максидом", открыты представительства в ряде городов России (Москва, Самара, Новосибирск, Екатеринбург).<BR>Успех, а особенно механизм его достижения, всегда привлекает внимание. Однако многие преуспевающие компании придерживаются политики "нечего дразнить собак" и, подобно подпольному миллионеру Корейке, тщательно скрывают свои удачи от внешнего мира. Объяснить причины информационной закрытости можно, с одной стороны, особенностями российского бизнеса, когда большая доля успеха базируется на использовании полузаконных схем. С другой стороны, российским менталитетом, сложившимся в годы панической боязни последствий "ненужного" интереса. И, наконец, заблуждением, что если о себе не рассказывать, то никто ничего и не узнает. <BR><BR><B>Конфликт</B><BR>На фоне внешних успехов компания пыталась решать возникшие внутренние проблемы. Выход в российские регионы повлек изменения в организационной структуре компании, которые и спровоцировали конфликт между сотрудниками и высшим руководством "Лаверны". <BR>В результате изменения структуры управления появились новые должности - директоров по направлениям продаж (обои, плитка и т.п.). Работавшие по этим направлениям менеджеры полагали, что для них представился хороший шанс сделать шаг по карьерной лестнице. Однако руководством компании было определено, что на руководящие позиции будут набираться люди "со стороны". <BR>В принципе, это известный прием управления изменениями, когда для развития нового направления набирается новый персонал: считается, что для "старого" в таких случаях характерна некая инертность. Может быть, политика компании в отношении происходящих изменений не была доведена до сотрудников или не объяснена - во всяком случае, ряд из них "Лаверну" покинул. По одним сведениям, это около 10 руководителей среднего звена. По другим данным, это не только менеджеры, но и рядовые сотрудники. <BR>Объявления о вакансиях директоров петербургской "Лаверны" и ее региональных отделений до сих пор встречаются в Интернете. Срок объявлений определить сложно, поскольку даже на официальном сайте компании в информации о продукции, например, указаны цены 1997 года.