Деревня может стать туристическим брэндом

Калининградская область проторивает этот путь уже год

<BR><BR><B>Калининградская область проторивает этот путь уже год</B><BR>Хорошо в деревне летом - пахнет сеном и... (добавить по желанию). И большинство горожан в глубине души мечтает плюнуть на все проблемы и уехать в деревню. Чистый воздух, натуральные продукты, лес, рыбалка - что может быть лучше. <BR>Оказывается, что такие мечты свойственны не только русскому, но и европейцу. Разница лишь в том, что за границей умеют извлекать из потребностей деньги. Называется это "агротуризм". <BR>Человек приезжает в деревню, где живет в обычном доме, ест блюда национальной кухни, по желанию помогает хозяину на ферме - и за все исправно платит. Можно жить в одном месте, а можно путешествовать по населенным пунктам одного региона или области, ночуя в разных местах. В Италии, где агротуризм появился в 1985 году, на сегодняшний день зафиксировано более 10 тыс. хозяйств, предоставляющих подобные услуги, а оборот превысил $350 млн.<BR>Чем же хуже Северо-Запад? Пока единственный регион России, где развивают сельский туризм, - Калининградская область. Основательно, с налоговыми льготами, с рекламой.<BR>А в рамках Международной туристической выставки 5-7 апреля пройдет первая в стране конференция по развитию этого вида туризма.<BR>Чиновники Ленинградской области обращают внимание только на крупные западные инвестиционные проекты. Но отсутствие интереса к агротуризму объясняют объективными причинами.<BR><BR>Владимир Бодюль, директор ООО "Гармаш":<BR>"В Ленинградской области немало мест, в которых было бы интересно заняться организацией агротуризма. Например, в Подпорожском районе живут вепсы, есть масса интересных старинных церквей, хорошая рыбалка. И пожить в избе, попробовать национальную кухню, познакомиться с историей и культурой было бы очень интересно. Старая Ладога, Тихвин... Но проблема в том, что народ ленивый и пьющий. Мы пробовали в области организовать колбасный цех. Купили оборудование, обучили персонал, выпускали 14 видов продукции. Потом люди стали поворовывать, пить - и пришлось это дело прикрыть. То же получится и с туристической инфраструктурой. Если в деревне подготовить к приему посетителей одну избу, ее могут просто спалить соседи. Из зависти.<BR>Организация агротуризма при имеющейся инфраструктуре бессмысленна, так как это будет очень низкий уровень, за который люди не захотят платить деньги. Необходима российская или даже региональная программа по развитию этого направления деятельности. Нужно учить людей, приводить в порядок хозяйства, делать дороги. Это должно быть удобно и интересно потенциальным клиентам.<BR>Я считаю, что агротуризм - высший вид туристической отрасли. Если последняя хорошо развита, то он появляется сам собой, как еще один никем не охваченный источник денег".<BR><BR>Владимир Прусаков, начальник отдела туризма комитета по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму правительства Ленинградской области:<BR>"Планы развития сельского туризма в области есть. Но программа будет готова позже - сейчас пока руки не доходят.<BR>В планах нашей работы на первом месте стоит развитие водных видов туризма, потом - 300-летие Петербурга и 1250-летие Старой Ладоги, а затем уже сельский туризм.<BR>Начать следует с создания фирмы или агентства, которое территориально будет располагаться в хозяйстве, подключенном к программе. Привлечением клиентов займется представительство в Петербурге. Агентство или фирма будет заниматься отбором жилья, заключением договоров с сельчанами, которые будут предоставлять комнаты или дома для нужд желающих отдохнуть в деревне. Это на первых порах. Дальше развивать услуги: молоко парное, борщ сварить.<BR>По сути, сельский туризм у нас уже есть. Многие владельцы сдают свое жилье на лето петербуржцам. Но надо этот процесс сделать организованным, направить в какое-то русло. Затраты потребуются минимальные".<BR><BR>Вера Зимоглядова, председатель комитета по туризму и межрегиональным связям администрации Калининградской области:<BR>"На разработку и реализацию этого проекта ушел год. Начали с внесения поправки в Закон Калининградской области "О туристической деятельности в Калининградской области". В соответствии с этими поправками введено льготное налогообложение для тех, кто имеет отношение к сельскому туризму и инфраструктуре. Проблем с принятием поправок не возникло ни с законодательной, ни с исполнительной властью. Потом провели семинар в Калининграде, 40 человек прошли стажировку в Польше. Инвестиции администрации составили примерно 12 млн рублей, остальное (наибольшая часть, сколько - не знаю) - частные средства. <BR>Сейчас в реестре зарегистрировано 64 усадьбы. От больших красивых домов до отдельных комнат. Привлечением гостей занимаются туристические фирмы. Среди клиентов не только жители области, но и литовцы, которые справляют у нас свадьбы.<BR>Мы ставили перед собой несколько целей. Во-первых, удержать молодежь в селе. Во-вторых, создать новые рабочие места. В-третьих, научить людей не получать социальную помощь от государства, а зарабатывать самостоятельно. Итоги первого года подведем на Международной выставке "Янтур" в апреле".<BR><BR>