Хранители музейных ценностей - плохие маркетологи

Пока в одних музеях сотрудники ломают головы, как ликвидировать очереди, возникающие в разгар сезона, в других - почти мертвая тишина.

<BR><BR>Пока в одних музеях сотрудники ломают головы, как ликвидировать очереди, возникающие в разгар сезона, в других - почти мертвая тишина. <BR>Из 240 музеев Петербурга наиболее известными и посещаемыми является едва ли 10%, на их долю приходится 70-75% всех экскурсантов.<BR><BR><B>Вас тут не стояло</B><BR>Большинство туристов, приезжающих в Петербург не в первый раз, посещают стандартный набор из 5-10 музеев. Именно они представляют наибольший интерес для турфирм. "В сезон 2000 года во многие музеи города стояли огромные очереди, - говорит заместитель генерального директора турфирмы ООО "Солвекс Турне" Алевтина Телышева. - Конечно, на это нельзя обижаться. Но что же будет к 300-летию Петербурга?"<BR>Из желающих посетить погожим весенним днем Екатерининский дворец в Пушкине выстраивается очередь в 700 человек. Сотрудники музеев стараются идти навстречу туристам: пускать экскурсии по уплотненному графику, продлевая рабочий день. В Кунсткамере, например, в самое горячее время принимают в основном иногородние группы, а в самый тихий период стараются назначить наиболее привлекательные экскурсии. <BR>В то же время некоторые музеи умудряются создать очередь буквально на пустом месте. В Петергофе в ожидании экскурсии в Гроты посетители стоят на лестнице по 15-20 минут. "Почему нельзя на билетах сразу указать время? Мы бы прогулялись, пока не подошла очередь", - справедливо спрашивают туристы. Нарекания вызывает и политика "иностранцам - без очереди". "Среди наших клиентов тоже немало состоятельных людей, которым некогда стоять в очереди", - говорят в турфирмах. <BR><BR>Под лежачий камень...<BR>Но, как ни регулируй поток посетителей, музеи не резиновые и в разгар сезона всех желающих принять не смогут. Здесь бы и пришла очередь музеев, не входящих в "стандартный набор". Но беда в том, что большинство петербургских музеев работают по старинке и не спешат привлекать туристов. Сотрудники экскурсионного бюро Ботанического сада говорят, что число посетителей в последние годы остается на одном уровне, но точную цифру назвать затрудняются. Завлечь туристов в Ботанический сад практически невозможно - экскурсантам здесь скучно, хотя большая часть приезжих и петербуржцев интересуются цветами. Экскурсии в Ботаническом саду не меняются на протяжении многих лет и носят обзорный характер, они интересны лишь для тех, кто посещает эту экспозицию впервые. Большинство петербуржцев в сад приходит несколько раз в год. Многие хотели бы услышать тематические экскурсии, связанные с уходом за определенными растениями, например кактусами, пальмами или бонсаи. Ничего подобного нет даже на заказ.<BR>Обзорные экскурсии, наоборот, больше интересны иногородним, но они-то как раз лишены всякой возможности узнать о Ботаническом саде - практически нет рекламы, отсутствуют книги по этой тематике, нет возможности купить "на память" редкое комнатное растение и т.д. Для этого вовсе не обязательно затрачивать много средств, можно, например, установить на городских улицах или у различных заведений какие-либо декоративные деревца с надписью: "Выращено в Ботаническом саду".<BR>Большие возможности у открывшегося после ремонта Центрального геологоразведовательного музея имени академика Ф. Чернышева. Сегодня он подобен пещере Али-Бабы: пока богатая коллекция служит в основном узким специалистам и студентам. В то же время различные проводимые в Петербурге "выставки камня" привлекают тысячи посетителей. "Сейчас мы разрабатываем концепцию: как привлечь посетителей, как самим зарабатывать деньги, - говорит директор музея Анатолий Карпунин. - Уже закуплена новая техника: будем проводить аудиоэкскурсии, установим телевизор с вопросниками, работаем над буклетами".<BR><BR><B>В музей... с веником</B><BR>Как и в "большой экономике", в музейном маркетинге не существует универсальных рецептов. Например, музей-заповедник "Старая Ладога" все-таки смог "раскрутиться" в последние годы. Лет 10 назад сюда в основном приезжали лишь отдельные туристы, увлеченные историей. "Сегодня поездка в Старую Ладогу - один из наших наиболее популярных маршрутов, - говорит генеральный директор турагентства АОЗТ "Давранов тревел" Виктор Давранов. - В разгар сезона желающих так много, что все места раскуплены уже за 2 недели. Это неслучайно: сотрудники музея активно работают по всем направлениям. "Недавно мы предложили нашим туристам развлекательную программу, - говорит директор музея-заповедника "Старая Ладога" Людмила Губчевская. - Мы предлагаем нашим туристам русскую баню, показываем им крестьянский двор с гусями, бычками и прочей живностью, катаем на лошадях, а летом предлагаем прокатиться по Волхову на ладьях". В сувенирной лавке ассортимент хоть и небольшой, но много вещей с символикой именно этих мест. Например, недавно выпущены кружки с видами Старой Ладоги, а областное предприятие "Узор" изготовило оригинальные гобелены. Первая книга о Старой Ладоге отличается не только богатыми иллюстрациями, но и живым, доступным рядовому посетителю языком. Продавалась она как в музее, так и в магазинах Петербурга.<BR>В результате ежегодно число экскурсантов увеличивается примерно на 7 тысяч человек. Так, в 2000 году музей-заповедник посетили 78 тысяч туристов. Но директор музея на достигнутом не останавливается. "Индивидуальных туристов у нас только 9 тысяч, хотя желающих приехать "дикарями" могло быть во много раз больше, - считает Людмила Губчевская. - Но нет удобного транспортного сообщения. Пытаемся решить этот вопрос с муниципальным образованием".