00:0011 марта 200100:00
128просмотров
00:0011 марта 2001
Топливо подозрительно пахло, вызывая смутные догадки относительно его происхождения. Догадки подтвердились, а эксперимент доказал - новый двигатель успешно может работать даже на фекалиях.
<BR><BR>Топливо подозрительно пахло, вызывая смутные догадки относительно его происхождения. Догадки подтвердились, а эксперимент доказал - новый двигатель успешно может работать даже на фекалиях. <BR>"Все изобретатели дилетанты: пытаются выдумать то, что уже давно кем-то придумано", - категоричен Сергей Столяров, совмещающий в одном лице функции изобретателя, главного конструктора ЗАО НПО "СтирлингЭкоМаш" и преподавателя Морского технического университета. Делом своей жизни конструктор выбрал "реабилитацию" чудо-двигателя, известного по ветхим историческим хроникам как машина Стирлинга. <BR>"За всю историю техники это один из моторов, близких к идеалу, - уверен Сергей Столяров. - Он работает по замкнутому циклу: никакой другой двигатель не может быть более экономичным". И более экологичным: изобретение Стирлинга не вредит окружающей среде выбросами продуктов неполного сгорания топлива.<BR><BR><BR><B>Военная тайна</B><BR>Отец-основатель еще не вечного, но уже безвредного двигателя был простым швейцарским священником Робертом Стирлингом. И свое техническое новшество, запатентованное в далеком 1816 году, планировал "сослать" в каменоломни. В XIX веке машины Стирлинга использовались в коммунальном хозяйстве, кустарной промышленности и металлургии. Ценность их была в отсутствии парового котла, имевшего тенденцию периодически взрываться. Однако появление двигателя внутреннего сгорания потеснило изобретение священника. <BR>Главное достоинство двигателя Стирлинга - его всеядность: он может работать на жидком, твердом, газообразном топливе, и даже от тепла человеческих рук. Поэтому с началом военизированного XX века машину Стирлинга вновь решили поставить на "службу народу", но уже не фабриканты, а военные. <BR>Однако с питанием переносных радиостанций теплом ладоней что-то там не заладилось, и машина вновь надолго пропала из виду. Затем актуализировалось еще одно ее большое достоинство - она практически бесшумна. Это качество первыми оценили шведы. И машина Стирлинга получила новую жизнь в виде мотора на шведских подводных лодках. <BR><BR><B>Пагубное топливо</B><BR>Состав топлива за прошедшие почти два столетия претерпел некоторые изменения. Долгие практические эксперименты показали, что топливо, производимое человеческим организмом и скотоводческими фермами, пагубно влияет на саму машину. От такой "кормежки" она, к сожалению, начинает ржаветь. Поэтому бесплатные фекалии и навоз если и используются, то в самых экстренных случаях. Но топливным экскрементам нашлась адекватная по стоимости замена. Машина с аппетитом глотает все, что называется мусором. <BR>Например, для Индии были разработаны модели, приспособленные к "потреблению" рисовой шелухи. <BR>Но для России конструктор считает более перспективным использовать опилки, солому, стружки и древесную кору, валяющиеся на просторах отечественных лесопилок без надобности и в огромных количествах. Кроме того, по мнению Сергея Столярова, подобное топливо позволяет поддерживать в атмосфере кислородный баланс.<BR><BR><B>Коммунальное хозяйство</B><BR>"Спектр применения машины Стирлинга в мирной жизни очень широк. Она может служить и печкой, и кондиционером, и холодильником, и вентилятором, - перечисляет Сергей Столяров. - Этот двигатель может вырабатывать не только теплоту, но и жидкий азот. Крутишь за коленчатый вал в обратную сторону - и в теплообменнике выделяется холод".<BR>Однако куча достоинств Стирлинг-машины перекрывается одним недостатком - высокой стоимостью производства. Мини-моторы, которые могут обеспечивать электроэнергией и теплом коттеджи и дачи, "потянут" минимум на $2 тыс.<BR>"Говорят, у автономного электроснабжения большие перспективы на Западе, - размышляет Сергей Столяров. - Но для того, чтобы оно стало популярно в России, нужно начать с законов. <BR>Автономное электроснабжение весьма экономично: мотор работает непрерывно, но ночью, когда энергия в доме не нужна, счетчик крутится в обратную сторону и насчитывает, сколько семья продала электроэнергии в общую энергосистему".<BR><BR><BR><B>Железнодорожная стирлингизация</B><BR>Сейчас планы конструктора связаны не с частным обогревом, а с государственным охлаждением. <BR>"Мы разработали проект использования машин Стирлинга для железной дороги. В вагонах-рефрижераторах, перевозящих продукты, сейчас используется фреон. Однако в большинстве стран мира он уже давно запрещен. Россия присоединиться к этому запрету пока не может: это же крах всей холодильной промышленности. А машина Стирлинга может работать не на фреоне, а на гелии, не уступая ни по габаритам, ни по массе нынешним моторам в рефрижераторах. Кроме того, в отличие от ныне действующих моторов, она работает при любом перепаде температур. А когда надо - не охлаждает, а подогревает. Честно говоря, на такую модель мы смотрим с большей надеждой, чем на коттеджные двигатели".