00:0006 марта 200100:00
33просмотров
00:0006 марта 2001
Автомобильные трейдеры Петербурга торопили наступление весны, прогнозируя рост объемов продаж на 30-40% по сравнению с прошлым годом. При этом российские легковые машины они в расчет не берут.
<BR><BR>Автомобильные трейдеры Петербурга торопили наступление весны, прогнозируя рост объемов продаж на 30-40% по сравнению с прошлым годом. При этом российские легковые машины они в расчет не берут.<BR>Их оптимизм основан на том, что с 1 января 2001 г. Правительство РФ снизило таможенные пошлины на 5%, и это послужило мотивом для потенциальных клиентов отложить покупку, ожидая снижение цен. Даже праздничные скидки перед Новым годом не повлияли на поведение автолюбителей, и у большинства торговцев иномарками объем продаж в ноябре-декабре оказался ниже планируемого. Однако в начале 2001 г. существенного падения цен не последовало, и обиженные покупатели в очередной раз решили повременить с покупкой. "Мы планировали в первые 2 месяца перевыполнить план на 30%, но вместо этого продажи в январе оказались чуть ниже среднего уровня", - сожалеет генеральный директор ЗАО "Лаура" Михаил Логутенко.<BR><BR><B>Мужики заспорили</B><BR>В целом 2000 г. для иностранных автомобилей был весьма успешным: объем реализации иномарок у большинства дилеров увеличился в среднем на 60%. Прогнозируя дальнейший рост рынка, петербургские автотрейдеры скептически относятся к перспективам роста доли продукции отечественного автопрома из-за низкого качества изделия и скудного послепродажного обслуживания.<BR>"Спрос на отечественные автомобили если и будет расти, то только со стороны корпоративных клиентов. Фирмы, покупающие авто, стремятся минимизировать расходы, поэтому предпочитают использовать "Жигули", максимум Skoda или Daewoo", - говорит Сергей Алексеев, генеральный директор АОЗТ "Стоик-В" (Petroff Motors).<BR>К подобным высказываниям торговцы отечественными авто относятся спокойно, ведь российских машин в месяц продается в десятки раз больше, чем иномарок. Даже несмотря на низкую цену, совокупные доходы от реализации отечественных авто значительно выше, чем от иномарок.<BR><BR><B>Пришли к консенсусу</B><BR>Солидарны участники рынка только в одном: отечественные производители практически полностью заполнили нишу недорогих автомобилей на внутреннем рынке, и дальнейший рост возможен либо за счет снижения цен, либо за счет улучшения качества продукции. Но в последнем случае отечественные производители неизбежно будут повышать цены до уровня иномарок.<BR>Например, новый внедорожник ОАО "АвтоВАЗ" "ВАЗ-2123" стоит около $10 тыс., что вполне сопоставимо с ценой джипов General Motors Co, собранных в России.<BR>В свою очередь, снижение цен невозможно по двум причинам. Во-первых, повышение стоимости сырья, материалов и оборудования вынуждает автозаводы каждые 3-5 месяцев поднимать отпускные цены на продукцию на 1-5%. <BR>Во-вторых, по мнению автотрейдеров, цены на отечественные автомобили и без того находятся на минимальном уровне. Например, новый переднеприводной "ВАЗ- 2110" стоит чуть более $5 тыс., в то же время тот же автомобиль 3-летней давности - около $4 тыс. Такая ситуация с ценообразованием не дает возможности продавцам отечественных машин развивать систему продаж посредством зачета стоимости старого автомобиля. Поэтому все автодилеры, желая скорректировать спрос на отечественную продукцию, стимулируют российских производителей, чтобы те поднимали отпускные цены. При этом, чтобы автомобиль сделать более доступным, торговцы активно внедряют систему продаж в кредит. "Такая система в ближайшие 2 года будет основным инструментом стимулирования сбыта. Для банков кредитование покупки российского автомобиля связано с меньшим риском, так как его цена ниже, чем у иномарки", - говорит председатель совета директоров ООО "Петроавто" Алексей Верещака.<BR><BR><B>Неценовые факторы</B><BR>Успех западных производителей на российском рынке наглядно показывает, что цена важный, но не главный фактор, влияющий на величину спроса. Такой рост продаж иномарок, как в 2000 г., нельзя полностью объяснить эффектом организации западными компаниями сборочного производства в России.<BR>Успех иностранцев объясняется еще и тем, что перед выходом на рынок они тщательно изучали потенциальных покупателей, их пожелания, вкусы, продумывали рекламную кампанию и методы продвижения товара.<BR>Например, Renault в 2000 г. удалось продать более 3 тыс. автомашин, а в 1999 г. - около 1150. При этом на совместном предприятии АО "Москвич" и Renault - ОАО "Автофрамос" было произведено около 1 тыс. автомашин.<BR>На успех Skoda повлияло как раз то, что она стала лучше и дороже, убеждены автотрейдеры.<BR>В то же время они не согласны с отсутствием сегментации российского авторынка. Покупатели отечественных машин - люди, которым срочно нужен автомобиль, но у них мало денег. Сделать из них покупателей могли бы активные программы кредитования и оплата в рассрочку. А без этого количество потенциальных покупателей продукции Росавтопрома неуклонно сокращается.<BR>"Основные покупатели "Волг" - люди в возрасте, у которых сложилось представление об этом автомобиле как о символе успеха еще во времена глубокого "застоя". Сейчас стереотипы мышления людей меняются, и молодой человек вряд-ли будет покупать машину "ГАЗа". <BR>Приблизительно так же складывается ситуация и с "Жигулями". Поэтому со временем все больше людей будет пересаживаться на иномарки", - рассуждает генеральный директор ЗАО "Лаура" Михаил Логутенко.<BR><BR>Государство дало "добро"<BR>Осознавая техническую и технологическую отсталость российского автопрома, Министерство экономического развити и торговли РФ с одобрения Правительства РФ разработало "Основные направления развития автомобильной промышленности России на период до 2005 г.", а также проект федеральной целевой программы "Развитие автомобильной промышленности России на период до 2005 г.".<BR>Согласно оценкам министерских специалистов, для их реализации отечественной автомобильной промышленности потребуется более $10 млрд инвестиций. <BR>Емкость внутреннего рынка к 2005 г. должна увеличится на 20% - до 2 млн легковых автомобилей в год. При этом доля импорта не будет превышать 35%, то есть около 600-700 тыс. штук в год.<BR><BR><B>Завидные женихи</B><BR>Пока потенциальные автовладельцы спорят, чьи машины круче - подержанные импортные или новые отечественные, а дилеры убеждают их в правильности сделанного выбора, российская автомобильная промышленность активно отдается иностранцам.<BR>Поддерживаемые государством западные производители медленно, но верно осваивают необъятные просторы российского рынка двумя путями. Первый - производство автомобилей по контракту. Так поступили баварский концерн BMW AG и корейская компания Kia. Они заключили договор с калининградским автозаводом ЗАО "Автотор" и теперь поставляют ему для окончательной сборки автомобильные полуфабрикаты. Такая схема позволяет производителям сократить издержки, снизить цену и получить более высокую прибыль за счет увеличения объема продаж.<BR>Большинство западных автогигантов пошли по второму пути: создание совместных предприятий. И здесь зачастую разногласия между партнерами и экономическая нестабильность внутри страны тормозят реализацию подобных проектов. Например, еще в начале 1998 г. АО "ГАЗ" совместно с итальянской компанией Fiat основало ЗАО "Нижегород Моторс". <BR>Предполагалось, что предприятие будет собирать автомобили под маркой Fiat. Однако запустить производство, как планировалось осенью 1998 г., так и не удалось. Пуск откладывается до сих пор. Но несмотря на это, акционеры ЗАО "Нижегород Моторс" - АО "ГАЗ" (40%) и Fiat (40%) отказываться от участия в проекте, общая стоимость которого более $400 млн, пока не собираются.<BR>Более удачно дела идут у российского ОАО "АвтоВАЗ" и американской компании Gеnеrаl Моtоrs Co. К 2002 г. они планируют открыть сборочное производство на заводах в Тольятти стоимостью более $300 млн и мощностью около 90 тыс. автомобилей в год: 75 тыс. автомобилей "Нива" ("ВАЗ-2123") и 15 тыс. - Opel.<BR>Если этот проект удастся, то не исключено, что через год с небольшим на российском бездорожье можно будет увидеть обновленную "Ниву" от GM. Пока в связи с этим проектом руководство ОАО "АвтоВАЗ", не успев толком начать реализацию новой "Нивы", приняло решение приостановить продажу и переложить эту почетную функцию на совместное предприятие GM и ОАО "АвтоВАЗ".<BR>Это уже не первый проект компании General Motors Co. Ранее американцы начали собирать Chevrolet Blazer на Елабужском автомобильном заводе. Сейчас СП "ЕлАЗ-GM" ведет переговоры о возможности сборки автомобилей марки Suzuki.<BR>Другой, не менее важный проект американских автопроизводителей на российском рынке - строительство компанией Ford Motor автозавода во Всеволжске. Ожидается, что в сентябре-октябре 2001 г. ЗАО "Форд Всеволожск" начнет производство автомобиля "Форд-Фокус". Мощности предприятия рассчитаны на выпуск 25 тыс. автомобилей в год.<BR><BR><B>Эльдорадо</B><BR>В отличие от западных коллег российские автомобилестроители вяло осваивают внешние рынки. По мнению аналитиков автомобильного рынка, за счет освоения новых рынков отечественные предприятия могли бы значительно увеличить доходы.<BR>Наиболее привлекательным для российского автопрома может стать рынок Китая: уровень доходов населения невысок, зато число жителей в 7 раз больше, чем в России, а уровень обеспеченности машинами меньше российского в 55 раз.