00:0006 марта 200100:00
11просмотров
00:0006 марта 2001
Суть реформы пока лишь в росте коммунальных тарифов
<BR><BR><B>Суть реформы пока лишь в росте коммунальных тарифов</B><BR>ВПетербурге разговоры о реформе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) начались в 1992 году, после принятия Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики". В соответствии с этим документом, предприятия ЖКХ должны были стать самоокупаемыми, а финансирование их услуг производиться за счет населения и без бюджетных дотаций. Сначала ее планировалось завершить к 1997 году, потом срок продлили до 2003 года. Предполагалось, что Петербург станет полигоном для обкатки этого процесса. Но никаких результатов реформы, кроме роста тарифов на обслуживание, пока не наблюдается. <BR><BR>Владимир Кузмичев, директор департамента эксплуатации зданий и сооружений ОАО "РОССТРО":<BR>"Я считаю, что жильцы обязательно должны платить 100%. Квартира стоимостью как хорошая иномарка не может обслуживаться по цене "Запорожца".<BR>Сейчас почти во всех так называемых муниципальных домах до половины квартир выкуплено. Следовательно, эти квартиры принадлежат жильцам.<BR>Почему государство должно за них платить? Пусть живут наравне с собственниками кондоминиумов. Если государство и дальше будет держать жилье на своем балансе, оно просто съест себя. Не хватит никакого бюджета.<BR>Конечно, не надо забывать о малообеспеченных категориях населения. Для них должно сохраняться муниципальное жилье.<BR>У нас на обслуживании находится 300 тыс. м2 жилья. Это 25 домов - или кондоминиумов, или товариществ собственников жилья (ТСЖ). <BR>По существующим СНиПам, мы оказываем населению услуги по поддержанию в рабочем состоянии инженерных систем и конструкций, проведению восстановительных и косметических ремонтных работ (при необходимости). <BR>Мы работаем за деньги, но не можем при расчете себестоимости работ заложить норму прибыли в 12%, озвученную в Комитете по содержанию жилого фонда администрации Петербурга для нашего вида деятельности. Приходится работать не более чем за 5%, но и при этом у нас нет убытков. Причем платят не только жильцы - есть и бюджетные дотации (например, для ТСЖ - 35 коп. за 1 м2), которые компенсируют нам затраты до себестоимости.<BR>Муниципалы получают больше, так как имеют губернаторскую добавку к зарплате, которая не идет на себестоимость; мы же все расходы несем на себе. Но тем не менее сравнивать нас и Комитет по содержанию жилищного фонда некорректно: объемы разные. И при этих объемах у них кое-что получается, при том что с начала 90-х, примерно года 3, служба вообще не финансировалась. За это им надо поставить памятник. <BR>У нас тоже встречаются люди, которые могут нагадить на лестнице. Но это единичные случаи, так как все наши дома закрыты: стоят системы доступа, в подъездах дежурят консьержи.<BR>Мы уже принимали участие в конкурсах по обслуживанию отдельных микрорайонов города, которые проводились несколько лет назад. Но тогда выставили такие "убитые" дома и по таким низким расценкам, что обслуживание по ним было заведомо убыточным".<BR><BR>Святослав Кокарев, председатель Северо-Западного союза развития жилищно-коммунальной отрасли:<BR>"Все проблемы любой российской реформы идут оттого, что население недостаточно информировано о действиях власти. Люди знают о повышении тарифов, о том, что скоро они будут платить 100% стоимости коммунальных услуг; а о том, для чего это делается, о возможных мерах по компенсированию затрат упоминается вскользь. А это - основа реформы. И если бы администрация Петербурга не жалела этих копеек на информационную поддержку, было бы проще и населению, и работникам коммунальных служб.<BR>Второй фактор, вызывающий пробуксовку, связан с разрушением привычного с доперестроечных времен института контроля в виде домкомов. Пенсионеры на общественных началах следили за состоянием подъездов, дворов, подвалов, чердаков, открытых коммуникаций.<BR>Обязательно нужно привлекать коммерческие организации для обслуживания жилого фонда, но только после того, как коммунальное хозяйство получит отдельную строку в бюджете, когда будет видно, за какие деньги должны выходить на конкурс организации, готовые заниматься обслуживанием. Пока же есть четкая уверенность, что ЖКХ - непрестижно и убыточно. И даже 100%-ная оплата ничего не даст, так как деньги уйдут в песок, растворятся в бюджете. Где гарантия того, что собранное с населения вернется на ремонт коммуникаций, парадных, дворов? Следовательно, надо стремиться к финансовой прозрачности с регулярными отчетами.<BR>Другой аспект - состояние того жилого фонда, который предстоит обслуживать. Например, на территории бывшей Восточной Германии, перед тем как выставлять районы на конкурс, государство выделило деньги и отреставрировало дома, сменило коммуникации - и разыграло среди коммерческих структур. Победившие получают прибыль. В России это сделать очень трудно, так как существуют котельные, в которых оборудование не менялось более 100 лет. <BR>Первые шаги в направлении модернизации нужно делать. Например, провести инвентаризацию всего имеющегося хотя бы в масштабах Северо-Запада, посчитать затраты на модернизацию, составить региональную концепцию реформы. Но даже на это у соответствующих структур денег нет".<BR><BR>Анатолий Рузинов, начальник управления ТСЖ ЗАО "ЛенСпецСМУ":<BR>"В 1997 году введены расценки по оплате за содержание жилого фонда в Петербурге. По этим расценкам полный комплекс обслуживания стоит в среднем 3,80 рубля за 1 м2. В квитанциях на оплату, которые получают жильцы, у населения стоит процент от этой суммы. Недостающее государство должно муниципальным службам доплачивать. Но эти средства они получают не в полном объеме. <BR>Существует определенный перечень работ, который позволяет содержать жилой фонд в хорошем состоянии. Там прописано, сколько раз надо подметать двор, мыть лестницу, проверять подвалы, коммуникации и т.д. - перечень большой. Жильцы этого перечня не видят, поэтому контролировать исполнение не могут. Следовательно, муниципальные службы исполняют свои обязанности в соответствии с финансированием.<BR>Мы работаем за те деньги, которые собираем с населения. На полный перечень работ собранного не хватает, но структура управления у нас более мобильна. У муниципальных служб существует мощная надстройка в виде управленческого аппарата, которая пропускает сквозь себя деньги, и до тех же дворников доходит мало. Мы имеем возможность платить несколько больше, чем в среднем по городу.<BR>ООО ТСЖ "Ремэкс", обслуживающему дома, построенные "ЛенСпецСМУ", было бы интересно участвовать в городских конкурсах, так как чем больше площадь обслуживания, тем ниже себестоимость на 1 м2. Нам интересны районы, в которых расположены те дома, где работает ООО ТСЖ "Ремэкс". <BR>Эксплуатационное обслуживание - это не самый доходный бизнес. И 100%-ная оплата - тоже не панацея, так как люди часто не платят. <BR>Считается, что квартиру стоимостью $20-40 тыс. покупают богатые люди, которые с готовностью будут оплачивать коммунальные услуги. Но действительно состоятельных людей среди наших клиентов не более 20-30%. И даже среди них находятся те, кто приносит справки о зарплате в 300 руб. и спрашивает, где можно получить льготу".<BR><BR>Общая площадь жилья в Петербурге - 93 млн м2, жилая - 58 млн м2. В случае оплаты полной стоимости средний тариф составит 3,8 рубля за 1 м2. Таким образом, суммарные платежи по Петербургу составят 287 млн рублей в месяц. <BR>С учетом того, что тариф рассчитывался в 1997 году, реальная себестоимость обслуживания значительно выше.<BR><BR>