В морском порту ВЫБОРГА сменилась власть

Генеральным директором АОЗТ "Выборгский морской торговый порт" (ВМТП) назначена Инна Климова.

<BR><BR>Генеральным директором АОЗТ "Выборгский морской торговый порт" (ВМТП) назначена Инна Климова.<BR>За этим назначением "проявляется" фигура известного петербургского предпринимателя Александра Аладушкина, контролирующего группу компаний "Ленстройматериалы".<BR>Инне Климовой 31 год. Она работает в ВМТП с 1998 года, когда от брокерской фирмы "Ленстройматериалы" (владеющей 10% акций порта) стала помощником председателя совета директоров.<BR>По словам Александра Аладушкина, группой "Ленстройматериалы" перед Инной Климовой никаких особых задач не ставилось, так как это возможно только при контроле более 50% акций порта. Вместе с тем он не стал скрывать, что компания "Ленстройматериалы" намерена увеличить свою долю в уставном капитале ВМТП. Александр Аладушкин заявил, что в общем бизнесе группы Выборгский морской торговый порт пока никакой роли не играет. "Мы будем яйца в Финляндию возить", - пошутил один из сотрудников "Ленстройматериалов", пожелавший остаться неизвестным, намекая на участие компании в объединении областных птицефабрик (см. "ДП" №24/2001).<BR><BR><B>Тяжелое наследство</B><BR>В течение года на АОЗТ "Выборгский морской торговый порт" сменилось два генеральных директора. Инна Климова стала третьим. Совет директоров порта единодушно принял решение о ее назначении. Оба предыдущих руководителя, Александр Андреев и Александр Кахно, ушли с этой должности по собственному желанию. По оценке самих работников порта, Инна Климова - человек довольно жесткий и склонный к административным, а не к личностным методам решения задач. <BR>От предшественников-мужчин ей досталось тяжелое наследство, не говоря уже о специфике работы (железо, уголь, пароходы, краны, вагоны - все, что ассоциируется с неженским трудом). Третий год предприятие реализует программу санации, необходимость которой стала очевидной после нескольких "провальных" сезонов. К этому добавляется еще две проблемы. Во-первых, юридическая: в прошлом году Северо-Западная транспортная прокуратура пыталась оспорить приватизацию порта, профсоюз докеров вел перманентную забастовку. Во-вторых, техническая: портовое оборудование требует модернизации, сам порт зажат между городскими кварталами и морем и не имеет возможности для расширения.<BR><BR><B>Перестройка и молодежь</B><BR>Инна Климова считает, что программа структурной перестройки и развития порта, принятая в 1998 году (к разработке которой она имела непосредственное отношение), функционирует нормально. Из состава ВМТП были выделены специализированные дочерние фирмы: ООО "ТЭЦ" (экспедиторские услуги, агентирование), "Сильвер" (эксплуатация пассажирского участка) и ООО "Буксирно-экологическая компания "Залив" (буксирный и экологический флот). "Не все "дочки" работают ровно, но в общем мы считаем, что новшества себя оправдали", - говорит Инна Климова.<BR>Довольно удачным решением признается и создание паромной линии Выборг-Киль (Германия), открытой летом прошлого года. Хотя к этому проекту порт не имеет прямого отношения, паром приносит ему дополнительную прибыль. <BR>В последние 2 года перестройки дела выборгского порта немного улучшились - увеличились грузооборот и выручка предприятия. За счет собственных средств порт реконструировал один из причалов, сейчас проводит тендер на строительство большого крытого склада. Склад позволит работать с генеральными грузами - бумагой, картоном, фанерой и качественными пиломатериалами. В конце 2000 года удалось закрыть главный юридический вопрос. Хотя разбирательства и консультации еще продолжаются, сам факт приватизации порта уже не оспаривается. Несколько дней назад наконец-то удалось подписать соглашение с профсоюзом докеров.<BR>"Мы также поменяли структуру управления предприятием, - рассказывает Инна Климова. - Введены должности исполнительных директоров, наделенных большими полномочиями, появился директор по стратегическим и среднесрочным разработкам. Учредители считают, что очень важно, чтобы топ-менеджеры стремились к развитию. Что скрывать, порт давно уже стал "болотом". Поэтому начали продвигать молодых. Кстати, если брать дирекцию в целом, средний возраст сотрудников - 37 лет".<BR><BR>АОЗТ "Выборгский морской торговый порт" создано в 1992 году в результате приватизации Выборгского порта. Сейчас акциями предприятия владеют около тысячи акционеров, но крупные пакеты (контролирующие - 94% акций) находятся в руках шести физических и пяти юридических лиц, в том числе "Ленстройматериалы" - 10%, ЗАО "Порт Высоцк" - 25%. В свою очередь, Выборгский морской торговый порт владеет 20% акций ЗАО "Порт Высоцк".<BR>Выборгский порт расположен в черте старого города на площади 16,16 га. Он располагает 13 причалами общей протяженностью 1588 м, на которых могут обрабатываться навалочные, насыпные и генеральные грузы, контейнеры, тяжеловесное оборудование, а также приниматься пассажирские суда. Из-за сложного и неглубокого подходного фарватера в Выборг могут приходить суда длиной не более 135 м и осадкой до 6,5 м.<BR>В конце 80-х - начале 90-х, на которые пришелся пик грузооборота Выборгского порта, он перерабатывал в основном навалочные грузы - щебень для крупных строек в Прибалтике и Москве. К середине 90-х годов номенклатура грузов изменилась, грузооборот снизился. Сейчас порт переваливает металл, металлолом, уголь, лес, минеральные удобрения.