Дистанционное образование тащится в хвосте

Дистанционное образование в Петербурге, да и вообще по России, пока остается фикцией.

<BR><BR>Дистанционное образование в Петербурге, да и вообще по России, пока остается фикцией.<BR>По поводу этой формы обучения много дискутируют; проходят конференции и заседания круглых столов; создаются общественные организации, однако реальных проектов реализовано очень мало.<BR>Высшее образование, и в частности бизнес-образование, где дистанционное обучение, казалось бы, должно развиваться в первую очередь, пока отстает. Наиболее проработаны те ресурсы, которые касаются школы. Проработанными считаются проекты, в которых через Интернет можно получить учебный материал, пообщаться с преподавателем, сдать экзамен.<BR>Достаточно упомянуть такой проект, как "Открытый колледж", или идею компании "Эйдос". Существуют даже национальные конкурсы, например на звание "лучший виртуальный учитель".<BR><BR><B>Городские порталы</B><BR>Крупные вузы, такие, как Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (СПбГУЭФ), Санкт-Петербургский государственный технический университет (СПбГТУ), реализовали пилотные проекты по дистанционному образованию, но в тираж они по разным причинам пока не пошли. Так, СПбГУ и СПбГТУ участвовали в совместном с финнами и шведами проекте "Балтийский университет". Однако дальше разовых лекций дело не продвинулось.<BR>На сайте СПбГУЭФ работает раздел "Дистанционное обучение". Там анонсируются программы "Экономика: вводный курс" и "Управление экономикой предприятия". Однако, как поведал Виктор Грищенко, декан заочного факультета университета, под маркой дистанционного обучения работает обычная заочная форма. "Студент приезжает, получает пособия, потом изучает их самостоятельно и сдает экзамен, - рассказывает Виктор Грищенко. - На сайте фактически размещены методические пособия". <BR>Есть раздел "Дистанционное обучение" и на сайте Международного банковского института (МБИ). Институт работает совместно с Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Этими вузами разработаны две программы, предоставляемые для виртуального обучения: "Финансы и кредит" и "Бухгалтерский учет. Анализ, аудит". Однако и в этом случае оказалось, что за словом "дистанционное" кроется в большей степени заочная форма обучения. <BR>Как рассказал Николай Карпухин, декан факультета дистанционного обучения МБИ, они используют кейс-технологию, которая напоминает описанную выше, применяемую в СПбГУЭФ. <BR><BR><B>Обучение на расстоянии</B><BR>Существует несколько форм обучения, которые можно назвать дистанционными. <BR>Во-первых, кейс, или модульная технология, когда студент регулярно получает учебные материалы в бумажном виде, на кассетах, CD.<BR> Во-вторых, смешанная форма, когда студент получает учебные материалы через сеть или посредством электронной почты, общение с преподавателем также может происходить через Интернет, но семинары и экзамены он сдает очно. <BR>Третья форма наиболее прогрессивна. Западные университеты развивают именно ее: студент общается с учебным заведением исключительно через компьютер - получает пособия, ведет диалог с преподавателем (тьютером), сдает тесты, экзамены, участвует в семинарах. Именно к такой форме обучения стремятся и вузы Петербурга, работающие в этом направлении. Однако ее реализация подразумевает слишком большие финансовые вложения, так как требует использования системы видеоконференций. "Мы хотим, чтобы общение со студентом шло путем видеоконференций, но это очень дорого", - говорит Надежда Голенищева, менеджер по рекламе Открытой школы бизнеса. Открытая школа бизнеса (ОШБ) ближе всех подошла к реализации идеи дистанционного образования. В дистанционном режиме школа предоставляет возможность пройти программы: профессиональный сертификат в области менеджмента, профессиональный диплом в области менеджмента, МВА, профессиональный сертификат в практике маркетинга, профессиональный диплом в бизнесе и маркетинге.<BR>