Иностранные инвесторы бьются над улучшением инвестиционного климата

И пишут послания Федеральному собранию РФ

<BR><BR><B>И пишут послания Федеральному собранию РФ</B><BR><BR>Освоившись в суровых российских реалиях, иностранные бизнесмены все активнее предлагают свои варианты изменения правовых документов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в России. <BR>По их мнению, эти рекомендации позволят существенно увеличить объем прямых зарубежных инвестиций в страну и Северо-Западный регион - в частности. <BR>Обобщение их мнений провела Санкт-Петербургская ассоциация содействия установлению международных деловых связей (SPIBA), доложив итоги этого анализа на конференции "Инвестиции-2001: новые реалии - новые возможности Северо-Запада России". <BR>Более всего накопилось претензий у иностранцев к несоответствию федерального законодательства и нормативных актов таможенных, налоговых ведомств и органов валютного регулирования.<BR><BR><B>Налоговые заложники</B><BR>Иностранные инвесторы отмечают, что налоговая политика и вопросы предоставления инвесторам льгот во многом зависят от толкования существующих правил налоговыми службами. Делают они это порой весьма произвольно. <BR>"Налоговые органы полагают, что нормы нового законодательства применяются не только к правоотношениям, возникающим после принятия новых законов, но и к любым правоотношениям, - говорит Ольга Литвинова, менеджер представительства Andersen Legal. - Например, серия писем Министерства по налогам и сборам РФ о неприменении региональных льгот по налогу на прибыль после 01.04.99".<BR>"В отличие от Ленобласти, в Петербурге более остро стоит проблема стабильности инвестиционного налогового законодательства. Так, Законом Петербурга №620-69 от 24.11.2000 отменен ряд инвестиционных налоговых льгот. Условием применения отмененных льгот являлось предварительное осуществление инвестиций. Таким образом, ряд инвесторов осуществили крупные капиталовложения исходя из наличия льгот в будущем.<BR>Широко рекламированные льготы были отменены в тот момент, когда многие компании начали выполнять инвестиционные условия, что поставило под сомнение выполнение утвержденных бизнес-планов, - продолжает Ольга Литвинова. - Сейчас ряд производителей подакцизных товаров лоббируют возврат ранее провозглашенных льгот". Инвесторы убеждены, что они должны иметь гарантии неухудшения существовавших условий. При внесении в инвестиционное законодательство изменений необходимо их предварительное согласование с инвесторами для принятия детальных переходных положений.<BR><BR><B>Что можно таможне</B><BR>Прямые иностранные инвесторы настаивают на упрощении процедуры освобождения от НДС и таможенной пошлины при ввозе на территорию РФ товара в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организации. <BR>"Несоответствие внутренних таможенных актов законам об АО и ООО крайне усложняет как процедуру оформления ввозимого оборудования, так и корпоративную процедуру формирования уставного капитала", - считает старший юрист Baker&McKenzie Игорь Макаров.<BR>Характерно, что неправомерность сложившейся ситуации признают и сами таможенники. "Отсутствие подробной регламентации в едином нормативном документе ГТК России (например, типовой технологической схеме, инструкции) определяет появление в различных таможенных органах собственных актов, различным образом регламентирующих процедуру предоставления льгот. Они отражают точку зрения определенного должностного лица, но, не будучи подписанными председателем ГТК РФ или его заместителями, не имеют статуса правового акта", - поясняет Вильгельмина Шавшина, заместитель начальника юридического отдела Санкт-Петербургской таможни.<BR>С целью упрощения процедуры возврата НДС и таможенных пошлин, уплаченных ранее, инвесторы предлагают запретить таможенным органам требовать какие-либо дополнительные документы, подтверждающие правомерность возврата. Также они предлагают внести изменения в Приказ ГТК РФ №787 от 31.08.2000, которые разрешат вести учет участников внешнеэкономической деятельности в различных корпоративных формах, например филиалов. <BR>С целью привлечения инвестиций в производство и повышения конкурентоспособности российских производителей ставки импортных пошлин на любые комплектующие должны устанавливаться ниже ставок импортных пошлин на готовое оборудование в сборе. Ставки же экспортных пошлин на любую готовую продукцию (кроме сырья) и оборудование в сборе устанавливаются на минимальном уровне.<BR><BR><BR><B>Завал с валютой</B><BR>По мнению зарубежных бизнесменов, существующие правила валютного регулирования изобилуют пробелами и неясностями. "За нарушение валютного законодательства установлена ответственность в виде взыскания в пользу государства всего дохода, полученного по недействительным сделкам, при этом в законе не определено, что понимается под сделкой, - приводит пример Станислав Денисенко, ведущий юрисконсульт аудиторско-консалтинговой компании KPMG. - Многие пробелы в нормативных актах Центрального Банка РФ восполняются неофициальными разъяснениями, которые не воспринимаются в суде как обязательные. От такой практики нужно уходить". <BR>Санкции органов валютного контроля расцениваются инвесторами как слишком жесткие. <BR>Так, их размер не дифференцирован в зависимости от характера нарушения, его последствий и степени вины нарушителя. <BR>"Контролеры могут проверять любые периоды деятельности компании. Это приводит к неопределенности хозяйственного оборота, - считает Станислав Денисенко. - Давность валютной проверки надо ограничить 3 годами, по аналогии с налоговым законодательством".<BR><BR><B>Оконные технологии</B><BR>Не дает покоя иностранным инвесторам и идея создания механизма "одного окна". В их понимании, должна возникнуть структура, которая возьмет на себя бремя согласований планов развития бизнеса с чиновниками и монополистами. <BR>"Есть идея создания координационного совета по инвестиционной политике при полномочном представителе Президента РФ. Он должен взять на себя защиту прав иностранных инвесторов в нашем регионе, - говорит Наталия Кудрявцева, исполнительный директор Санкт-Петербургской ассоциации содействия установлению международных деловых связей (SPIBA). - Однако есть опасения, что если он не получит регламента и полномочий, то станет очередным совещательным органом, не влияющим на инвестиционный климат".<BR>Более прагматичные иностранцы уверены, что всевозможных советов в бывшей "стране советов" уже предостаточно. Они считают, что больше пользы принесет скорейший переход к использованию в России международных принципов и стандартов бухгалтерского учета, а также гармонизация российских и международных технических стандартов.