"Балтнефтепровод" завладеет БТС

Для эксплуатации Балтийской трубопроводной системы (БТС) будет создано акционерное общество "Балтнефтепровод".

<BR><BR>Для эксплуатации Балтийской трубопроводной системы (БТС) будет создано акционерное общество "Балтнефтепровод".<BR>Об этом в эксклюзивной беседе с "ДП" сообщил Семен Вайншток, президент ОАО АК "Транснефть". <BR>Появление нового акционерного общества может привести к подковерной борьбе нескольких губернаторов за право зарегистрировать у себя предприятие.<BR>Сенсационность заявления Семена Вайнштока заключается в том, что в феврале прошлого года Правительство страны предполагало передать 2200 км (с учетом строящихся 450 км) нефтепровода, принадлежащего "Транснефти", в собственность ОАО "Балтийская трубопроводная система". В структуре этого ОАО за "Транснефтью" предполагалось закрепить 50% плюс одна акция, оставшиеся акции должны были поделить между собой российские нефтяные компании.<BR>По словам Семена Вайнштока, теперь ОАО "Балтийская трубопроводная система" сосредоточится только на функциях строительства нефтепровода и нефтеналивного порта в Приморске. По существующему у "Транснефти" плану первый танкер с нефтью должен выйти из Приморска уже в декабре этого года.<BR>"Новая компания "Балтнефтепровод" будет на 100% принадлежать государству, никакого частного капитала", - говорит Семен Вайншток. <BR>Ожидается, что в активы "Балтнефтепровода" войдет нефтяная труба от Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции до Финского залива. Президент "Транснефти" категорически отверг возможность продления нефтепровода из Приморска в финляндский порт Порвоо. "Это противоречит экономической стратегии России, - говорит Семен Вайншток. - Мы создаем новое независимое экспортное направление". <BR><BR><B>Головная боль для губернатора</B><BR>Руководство "Транснефти" пока не говорит, где будет зарегистрирован "Балтнефтепровод". Это объяснимо, так как нитка нефтепровода пролегает по территории семи регионов Северо-Запада РФ (Республика Коми, Архангельская, Вологодская, Ярославская, Тверская, Новгородская, Ленинградская области), губернаторы которых заинтересованы в появлении нового крупного плательщика в местный бюджет. Большая часть нефтепровода приходится на Коми, Вологодскую и Ленинградскую области.<BR>Причину выделения в отдельное юридическое лицо части магистральных российских нефтепроводов руководство "Транснефти" не поясняет. Раньше систему монопольно эксплуатировала АК "Транснефть". По мнению специалистов, это может быть выгодно с точки зрения минимизации прибыли, соответственно, снижения налогооблагаемой базы.<BR><BR><B>Разные пути </B><BR>По словам Семена Вайнштока, первый этап строительства БТС стоимостью $460 млн предусматривает создание экспортного направления мощностью перевалки 12 млн тонн нефти в год. В прошлом году экс-министр топлива и энергетики Виктор Калюжный заявлял, что строительство БТС может ограничиться только первым этапом, так как нет экономической необходимости в увеличении мощности перевалки до 35 млн тонн нефти. К примеру, основной добытчик нефти на территории Тимано-Печоры - нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" активно развивает проект "Северные ворота" - альтернативы БТС, предусматривающий экспорт нефти с побережья Баренцева моря. Партнером "ЛУКОЙЛа" в данном проекте выступает американская нефтяная компания Conoco. Присутствовавший на конференции "Инвестиции-2001" Вагит Алекперов, президент ОАО "НК "ЛУКОЙЛ", заявил, что "Северные ворота" могут в ближайшее время обеспечить перевалку 10 млн тонн нефти в год. В отличие от государственного проекта БТС, проект "Северные ворота" является частным. Его координатором выступает ОАО "Архангельскгеолдобыча", 73,5% акций которого принадлежит "ЛУКОЙЛу". На прошедшей в Петербурге конференции "Инвестиции-2001" Вагит Алекперов заявил, что из Тимано-Печоры выгоднее вывозить нефть флотом.<BR>Проект "Северные ворота" разработан еще в 1993 году компанией Conoco. Речь идет о строительстве двух нефтепроводов из Тимано-Печоры с выходом в Печорское (порт Варандей) и Баренцево (порты Печенга или Гремяха) моря. <BR>Пока оба проекта находятся в стадии реализации первых этапов (12 млн тонн перекачки - БТС, 10 млн тонн - "Северные ворота"), и о какой-либо серьезной конкуренции между этими направлениями говорить не приходится. Второй этап предусматривает увеличение мощности до 30 млн тонн - и БТС и "Северных ворот". Но пока ни "Транснефть", ни "ЛУКОЙЛ" не называют ориентировочных сроков выхода на максимальную мощность: для этого БТС необходимо дополнительно найти $1,5 млрд, а "Северным воротам" - от $2,5 млрд до $4 млрд (в зависимости от выбора площадки). <BR>Пока начальный этап обоих проектов не сможет перекрыть объем экспорта российской нефти через прибалтийские порты. Новая стратегия РФ предусматривает именно переориентацию этих потоков на внутренний рынок. К примеру, по официальным данным, транспортные затраты компаний-экспортеров по маршруту БТС будут на $3-4 за тонну нефти меньше, чем по маршруту через порт Вентспилс (Латвия) и Одесса (Украина). "Сейчас экспорт российской нефти через прибалтийские порты составляет около 32 млн тонн, - говорит Семен Вайншток. - Поэтому у них запас еще остается".<BR><BR><B>Золотая кладовая</B><BR>Общие разведанные запасы Тимано-Печорского региона составляют 2 млрд тонн нефти.<BR>По словам Юрия Спиридонова, главы Республики Коми, к 2010 году ежегодная добыча нефти в Тимано-Печоре составит 40-50 млн тонн (добыча последних лет колеблется на отметке 10 млн тонн). Из них 30 млн тонн нефти будет приходиться на "ЛУКОЙЛ". Вдобавок Юрий Спиридонов активно добивается от "ЛУКОЙЛа" увеличения объема переработки нефти на принадлежащем компании нефтеперерабатывающем заводе в Ухте с 3,5 млн тонн в год до 6 млн тонн. <BR>Приоритетная ориентация "ЛУКОЙЛа" на "Северные ворота" не пугает "Транснефть". "Мы не собираемся отказываться от строительства второго этапа БТС, - говорит Семен Вайншток. - Помимо "ЛУКОЙЛа" в России есть и другие нефтяные компании, которые смогут обеспечить прокачку 35 млн тонн нефти".
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.