Страховым компаниям готовят сюрприз

Концепция взаимоотношений города и страховщиков скоро увидит свет

<BR><BR><B>Концепция взаимоотношений города и страховщиков скоро увидит свет</B><BR><BR>Участники страхового рынка застыли в ожидании новой концепции работы компаний по городским программам. Беспокоиться есть от чего. Суммы, которые распределяются городскими программами, впечатляют. Только программа Фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) дает более 5 млн рублей годового дохода. Кроме того, по программе администрации проводится обязательное страхование объектов нежилого фонда, сдаваемых КУГИ в аренду. <BR>Раздел этих денег плодит конфликты: компании, которые не побеждают в тендерах, склонны подозревать администрацию в недобросовестности. Например, конкурсы по ОМС в каждом районе города проходили по отличным друг от друга правилам. Складывалось ощущение, что в каждом районе условия писались под конкретную компанию. Чтобы избежать этого, Смольный уже 1,5 года пытается разработать документ, регламентирующий правила участия страховщиков в городских программах. Разработчики документа уверяют, что правила игры будут едины для всех, но подробности пока не раскрывают. В неведении пребывает и большинство страховщиков, не допущенных к разработке и обсуждению проекта. Чиновники обещают раскрыть карты лишь после того, как концепцию утвердит и подпишет губернатор. Но обсуждать ее тогда будет уже бесполезно. <BR><BR>Сотрудник администрации Петербурга, отказавшийся назвать себя:<BR>"Начало этой истории было положено в 1999 году, когда по решению губернатора была сформирована рабочая группа по разработке программы совместных действий администрации Петербурга и страховых компаний. В группу вошли представители Комитета финансов, КУГИ, КЭПП, Лицензионной палаты, ТУ МАП, налоговой инспекции и полиции, аудиторских и страховых компаний. В результате был разработан проект. По сути, в проекте документа пока обозначено только юридическое поле, на котором нам предстоит работать. Это связано с разделением компетенции региона и Федерации в вопросе соответствия местного законодательства федеральному, так как страхование - по большей части московский вопрос. И любая наша попытка изменить законодательство натыкается на решение МАП.<BR>Затем город обозначит свои приоритеты в отношениях со страховыми компаниями, которые приобретут вид программ. Каких - пока неизвестно. Одно уже можно сказать точно: все будет вращаться вокруг социальной составляющей страхования, его медицинских видов.<BR>Более конкретно говорить еще рано, так как готовый документ должен посмотреть губернатор и поставить резолюцию: отправить концепцию или в корзину, или на доработку, или на заседание правительства города".<BR><BR>Лев Панеях, генеральный директор ЗАО "Аск-Петербург":<BR>"Мне, как директору страховой компании, не нужна преимущественная поддержка во взаимодействии с городом. Достаточно того, чтобы администрация совместно со страховщиками разработала правила игры, общие для всех компаний, и жестко их соблюдала. Это касается и тендеров по заключению договоров ОМС, и конкурсов на право страхования объектов недвижимости, и любых подобных городских программ, в которых принимают участие страховщики.<BR>Как член Союза страховщиков, я считаю, что при разработке единых концепций нужно открытое обсуждение с привлечением союзов, а не отдельных компаний. Только тогда возможно провести всесторонний анализ потребности города в услугах страховщиков и определить принципы взаимодействия администрации города и страхового сообщества".<BR><BR>Лариса Мукина, заведующий кафедрой страхования и управления рисками Международного банковского института:<BR>"В свое время существовали три проекта Закона Петербурга, которые могли бы регламентировать отношения страховщиков и администрации города. Но среди авторов проектов не было ни одного представителя страхового сообщества. Видимо, это связано с тем, что каждый хочет занять свою нишу на рынке и найти общий язык достаточно сложно. Для формирования совместной позиции нужны общие принципы, выраженные в форме концепции, а не закона (хватит и Закона "О конкуренции на финансовых рынках"). В концепции необходимо сформулировать программы целевого страхования - жилого и нежилого фонда, лизинговых операций, ипотечного кредитования, гражданской ответственности - с датами реализации, условиями проведения конкурсов. Кстати, в конкурсах должны принимать участие все компании, обладающие лицензией на данный вид страхования. При соблюдении этих условий концепция может существовать".<BR><BR>Андрей Знаменский, руководитель представительства на Северо-Западе Всероссийского союза страховщиков:<BR>"То, что местные органы власти начинают обращать внимание на деятельность страховых организаций, является безусловно положительным моментом. Однако я настороженно отношусь к попыткам отдельных ведомств регламентировать отношения со страховыми компаниями, не учитывая интересы всех участников страхового рынка. В России уже есть прецеденты, когда принимались программы, составленные под отдельные группы страховых компаний (например, только для местных страховщиков). Реализация таких программ входила в противоречие с антимонопольным законодательством и вызывала многочисленные судебные иски. С другой стороны, существует целый ряд программ, которые реально ничего не несут, своего рода декларации без перспективы реального воплощения.<BR>Конечно, есть необходимость совместно с городскими властями развивать программы страхования, но такая поддержка рынка должна осуществляться только в полном соответствии с действующим законодательством. Нельзя забывать, что в настоящий момент все вопросы, связанные с регулированием страховой деятельности, являются прерогативой федерального законодательства".<BR>