Директор фабрики делает деньги из психологии

На картографическую фабрику ВСЕГЕИ 8 лет назад пришел новый директор Андрей Тихомиров, за плечами которого школа райкомовских инструкторов.

<BR><BR>На картографическую фабрику ВСЕГЕИ 8 лет назад пришел новый директор Андрей Тихомиров, за плечами которого школа райкомовских инструкторов. <BR>Он убежден - попытки навязать российским предприятиям западный менеджмент в качестве идеальной модели управления бесплодны.<BR>Помятуя о партийном прошлом Андрея Тихомирова, воображение рисовало усталого партфункционера, который постоянно вспоминает старые времена, клянет перестройку и сетует на ушлую молодежь, которую никак не заманить на производство. Первое, что поражает, это ответ секретарши: "Звоните ему по прямому телефону". Нет привычного: "А как вас представить? А по какому вы вопросу?" Второе - это совершенно нетипичный для государственного производственного предприятия средний возраст сотрудников - 27 лет.<BR>За время руководства Андрея Тихомирова фабрика увеличила объемы реализации в 4 раза, и в 2000 году они превысили $600 тыс. <BR><BR><B>Безотходное производство</B><BR>Во время разговора Андрей Тихомиров действительно вспоминает перестройку. Но лишь потому, что в этот период продажа природных ресурсов стала одним из самых выгодных занятий. А фабрика делала геологические карты. "Мы оказались вблизи очень прибыльного бизнеса", - говорит Андрей Тихомиров, и дальше он поясняет, что лидерство, вообще, во многом зависит от стечения обстоятельств.<BR>Беседа плавно перетекает в экскурсию: "Вот это - отдел новой техники. Сейчас здесь работают восемь человек, скоро возьмем еще 15. Мы постоянно ищем оптимальные решения для организации технологического процесса. Если сегодня не будет их - завтра прекратит функционировать производство. Вот в этом контейнере - обрезки брошюр, мы их спрессуем по 50 кг и продадим. Вот на те бумажные отходы тоже есть покупатель. А вот здесь - использованный раствор для мытья станков, мы его высушим и тоже продадим. Раньше все это шло в канализацию. Теперь у нас практически безотходное и экологически чистое производство. В прошлом году от экологов пришло требование заплатить штраф. Сумма - 1 копейка". Оптимизация хозяйственной деятельности - первый и главный принцип управления "по-райкомовски". <BR><BR><B>"Нарядная" политика</B><BR>Второй и не менее важный принцип относится к управлению персоналом. "Я пришел в заповедник коммунистического бытия, где письмо-донос на сослуживца считались нормой, - вспоминает Андрей Тихомиров. - Мы сократили штат вдвое и практически полностью его заменили: сотрудникам было в среднем по 65 лет".<BR>Работа с персоналом началась с новой формы организации оплаты труда. "Когда человеку гарантирована доля от прибыли, он кровно заинтересован, чтобы эта прибыль была как можно больше", - говорит директор. Именно по такой схеме - небольшой оклад плюс процент от прибыли - оплачивается работа высшего менеджмента, насчитывающего семь человек, а также всех служб и отделов.<BR>Для остальных сотрудников, занятых в прямом производстве, разработана нарядно-тарифная схема. "При помощи отдела маркетинга я очень внимательно слежу за тем, сколько стоит на рынке час работы печатника, верстальщика, корректора, литредактора и так далее, - говорит Андрей Тихомиров и демонстрирует отчет о стоимости часа работы представителей 98 специальностей. - Такие отчеты делаются каждый месяц. Как только что-то меняется, я тут же реагирую. Если кто-то из конкурентов будет платить хоть на 1% больше - начнется отток кадров".<BR>Если сотрудник допустил брак или не успел выполнить работу в срок, деньги он все равно получит, но в 3 раза меньше. "Человек понимает, что его не бросили в беде. Выгонять не будем, но такое, по нашим условиям, возможно только 2 месяца. В противном случае сотрудник расценивается как не исполняющий принятые на себя обязательства: 33-я статья КЗОТ. Правда, за последние 5 лет не было случая, чтобы я этой статьей воспользовался. Мой принцип: относись к любому, как к другу, не устраивай противостояния - и найдешь взаимопонимание".<BR><BR><B>Полет и поиск</B><BR>В 1995 году инженеры фабрики "взяли и построили" новую технологию: "Чтобы напечатать карту, нужно было 55 краскопрогонов, а мы оставили 15, при этом повысив качество, - повествует директор фабрики. - Я объехал две трети мира, бывал на многих картографических фабриках европейских стран, Америки и утверждаю - ни на одном из этих объектов менеджеры не способны в столь короткий срок принять такое решение и получить результат. Они очень способные люди, их глубоко, но весьма специализированно обучают. А у наших инженеров кроме знаний есть еще полет мыслей и поиск". <BR>Соответствующие необходимым требованиям инженеры приходят на фабрику, будучи еще студентами. Директор сам преподает в одном из вузов и налаживает контакты с другими учебными заведениями. "Плюс к университетским знаниям мы обучаем студентов своему ремеслу, и к окончанию вуза получаются настоящие инженеры. Причем знающие, чего хотят, и не знающие, как нельзя", - характеризует Андрей Тихомиров правило "полета и поиска".<BR><BR><B>Помощница печатника</B><BR>Сравнивая стили управления, Андрей Тихомиров констатирует, что при всех своих достоинствах западный менеджмент лишен, на его взгляд, главного - человечности. Именно на это делает ставку директор. "Я хороший психолог, - утверждает он. - И я знаю возможности и потребности каждого из почти полутора сотен своих работников".<BR>Знания психологии проявились, в частности, в борьбе с разрисовыванием стенок лифта. "Мы повесили в лифт зеркало. Как ни странно, писать на стенах сразу же перестали!" - поделился директор.<BR>Еще один "психолого-управленческий" ход можно условно назвать "помощница печатника". "Предусмотрено, что за каждым печатным станком работает один печатник-полиграфист, обязательно мужчина. Я же к каждому приставил женщину-помощницу, по профессии, близкой к картографии", - рассказывает директор. Однако роль помощницы заключается не только в отслеживании возможного "картографического брака". Такие пары подбираются по принципу психологической совместимости. Помощница призвана облегчить тяжелую участь печатника своим присутствием и "ответственна" за настроение своего коллеги. <BR>"Я готов платить за одно рабочее место двойную плату, - объясняет Тихомиров. - Зато теперь у меня почти не бывает ни полиграфического брака, ни срывов в работе".