00:0012 февраля 200100:00
11просмотров
00:0012 февраля 2001
Помощь нуждающимся не в почете ни у бизнеса, ни у государства
<BR><BR><B>Помощь нуждающимся не в почете ни у бизнеса, ни у государства </B><BR>Слово "благотворительность" уже давно ассоциируется либо с попрошайничеством, либо с "отмыванием" денег. Причин этому много, одна из них - подозрительное отношение государства к сему явлению. Только в последнее время начали появляться законы, стимулирующие сие богуугодное дело (см. "ДП" №175/2000). Но пока проблемы остаются. Те же, кто занимается благотворительностью, предпочитают делать это анонимно.<BR>Юрий Гротов, президент благотворительного фонда имени К.К. Грота:<BR>"Никаких отношений с государством я иметь не хочу - только с предпринимателями, которые распоряжаются личными средствами. Даже на уровне работы с местными депутатами и чиновниками, так как они, что-то вложив, требуют отдачи - хотят махать своим меценатством как флагом, особенно в преддверии выборов. Новая инициатива депутатов Законодательного собрания, расширяющая льготное налогообложение для желающих заняться благотворительностью, возможно, и простимулирует некоторых предпринимателей, так как, если у них есть возможность спасти от налогов 10% своих денег, они этим пользуются. Может увеличиться борьба благотворительных фондов за эти деньги.<BR>Люди боятся перечислять средства на благотворительные организации, так как считают, что их взнос пойдет не по назначению. Боятся перечислять "живые" деньги. Доходит до смешного: мы перед Новым годом установили ящики для сбора пожертвований в нескольких местах, в том числе в одном бизнес-центре. Бросили всего 10 копеек. Но неуверенность людей в фондах - отговорка, так как люди не умеют заниматься благотворительностью. Что касается жадности - это тоже легко объяснимо, так как раньше большинство обладателей больших капиталов были нищими и по старой привычке готовы удавиться за 500 рублей, при этом в буквальном смысле слова не зная, куда девать деньги. Никто не догадался на эти средства открыть школу, библиотеку, больницу. Многие привыкли воспринимать фонды как фабрики по обналичиванию средств. <BR>Государство не душит благотворительность - оно не стимулирует ее. Это можно понять: дополнительные льготы априори ведут к злоупотреблениям, а отказываться от доходов бюджета никто не хочет. <BR>Еще один вопрос. Есть благотворительная организация, в которую переводят деньги. Естественно, что должна быть четкая система управления этими средствами, так как хорошо, если за спиной фонда стоит мощная финансовая структура, которая может позволить себе любые траты; а если нет? <BR>Деньги - не панацея. Непрофессиональное использование средств, даже по прямому назначению, может поставить под вопрос саму идею благотворительности. Если на некую сумму можно сделать ремонт в туалетах, купить игрушки и телевизор, то при непрофессиональном подходе этих средств хватит только на что-то одно, людей просто обманут те же строители, те же продавцы.<BR>Главная задача государства - решение глобальных вопросов. Например, стимулирование создания инфраструктуры для инвалидов, чтобы они могли пользоваться общественным транспортом, посещать магазины, музеи, путешествовать, чтобы они не сидели дома, а жили полноценной жизнью. А задача фондов - решение конкретных вопросов (школы-интернаты, больницы и т.д.)".<BR><BR>Владимир Шишков, генеральный директор "Фонд Чернобыля":<BR>"Законодательная база, регламентирующая благотворительность, не такая уж и большая. Это Закон РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", а также несколько нормативных актов о льготном налогообложении жертвователей. Пожертвовать средства могут не только юридические и физические лица, но и государство. Однако этого не происходит. Например, губернатор подписал распоряжение, разрешающее нам строительство памятника всем пострадавшим от радиационных катастроф. Стоимость монумента и всех работ по его изготовлению и установке составляет чуть более 6 млн рублей. Мы начали рассылать обращения с просьбой помочь в финансировании строительства, в том числе и в законодательные собрания города и области, банки, коммерческие предприятия. Откликнулись единицы. Например, один депутат посетовал, что не получилось пролоббировать отдельную статью в бюджете под распоряжение губернатора, второй написал, что вместо строительства памятника необходимо помогать тем, кто пострадал от аварии, для чего выразил готовность написать письма потенциальным спонсорам. Все это, если честно, больше похоже на отговорку.<BR>Жертвователи есть (одно предприятие передало нам продукцию на 15 тысяч рублей, которые мы получим после реализации товара). Но не так много, как хотелось бы. Льготное налогообложение неспособно стимулировать меценатство, так как льготы оказываются мнимыми. Так, федеральный Закон о налоге на прибыль, когда 5% прибыли, перечисленные на благотворительные нужды, исключаются из налогооблагаемой базы, лишний раз подтверждает, что у нас очень хитрое государство. Например, прибыль составила 1000 рублей. Я заплачу с них 330 рублей налога. Но если я захочу потратить на благотворительность 50 рублей (те самые 5%), то помимо взноса заплачу еще 313,6 рубля налога, что в сумме составляет 363,6 рубля. Вот и получается, что я трачу больше денег, чем без льготы. К тому же, оформляя необходимые документы, предприниматель лишний раз привлекает к себе внимание налоговых органов, оформляющих льготу. <BR>Можно, конечно, не отчитываться перед фискалами и переводить средства без льгот. Но для этого нужна культура меценатства, в России напрочь отсутствующая. Думаю, что это связано с недоверием к благотворительным фондам: люди думают, что мы с этими деньгами исчезнем, предварительно накупив себе машин и квартир. Обналичка средств, которой якобы занимаются фонды, на отношение влиять не может: для этого проще создать ООО на пару недель и исчезнуть. Фонд так просто исчезнуть не может".