Русские спешат со своей снедью в Европу, а она садится на диету

Российские производители готовят планомерное наступление на европейский продовольственный рынок.

<BR><BR>Российские производители готовят планомерное наступление на европейский продовольственный рынок. <BR>Первые удары будут нанесены сытой Германии не позже 2002 года. И в авангарде готовы пойти компании Северо-Запада.<BR>На крупнейшей международной продовольственной ярмарке Grune Woche - "Зеленой неделе", прошедшей 19-28 января 2001 года в Берлине, российские пищеперерабатывающие и аграрные фирмы доказали, что умеют представлять свою продукцию, а также искать партнеров и покупателей, добиваться конкретной выгоды, которую можно сосчитать и измерить. <BR>Ярмарочная дегустация, пусть и за деньги, - это не то же самое, что включение пива или колбасы в повседневный ассортимент немецкого магазина или рядового пивного бара. Сначала российской пищевой компании придется потрудиться, чтобы получить европейские сертификаты качества, потратиться на рекламу и акции продвижения. И стоить это будет несколько миллионов германских марок. И только потом можно будет подсчитывать долю германского рынка, которую удалось завоевать российскому маслу, мороженому или хлебу. <BR>Кстати, российским производителям водки, несмотря на ее популярность во всем мире как типично русского брэнда, так и не удалось добиться возможности лить свою водку в Европе. Их даже не подпустили к торгам за восточногерманские ликероводочные заводы, установив строгие процедуры проверки потенциальных покупателей. <BR>Очевидно, что для внедрения продовольствия России на рынок Европейского сообщества нужны поддержка государства в виде дотаций национальным экспортерам, межправительственные соглашения, снимающие торговые барьеры. Но прежде российским пищевикам и аграриям, заинтересованным в экспорте, придется пройти тотальную международную сертификацию. <BR><BR><B>Разведка контрактом</B><BR>Те, кто регулярно выезжает на крупные ярмарки и выставки, с этой задачей научились справляться. Производитель шампанского - КГУП "Абрау-Дюрсо" удачно демонстрировало свою продукцию на "Зеленой неделе" в 1998 году. Тогда оно заключило долгосрочный контракт на поставку шампанского. Выгодный договор закончился, и новороссийских виноделов вновь потянуло в Берлин на "Зеленую неделю" - за новыми клиентами. <BR>АОЗТ "Первый кондитерский комбинат "Азарт" уже несколько лет поставляет в Германию по 100 тонн конфет. Тем не менее "Азарт" неизменно участвует в Grune Woche: вместе со своим германским дистрибьютором петербургские кондитеры тестируют продукцию на привередливых немцах.<BR>На "Зеленой неделе-2001" неожиданно высокий спрос оказался на подсолнечное масло производства компании "Юг Руси" из Ростовской области, а также на бочки, кружки, черпаки и прочие изделия петербургских бондарей с новой маркой "МастерВин". Популярность масла, скорее всего, вызвана невысокой для Германии ценой, а вот изделия бондарей из настоящего дуба оказались удачным предложением в не до конца заполненной нише. <BR>Владимир Сысоев, возглавляющий Международный центр бизнеса (МЦБ), на "Зеленой неделе" не новичок. Раньше он вывозил молдавские вина Garling. На этот раз привез в Берлин и бочки, и вино в бочках. Бочки немцам понравились и с первого дня пошли нарасхват. А вот бочечное вино немцы пробовали неохотно. Но потом купили все оптом. Владимир Сысоев не унывает, считая, что на этот раз просто не совсем удачно представил немцам свой продукт.<BR>Российские пищевики, хоть старой, хоть новой формации, каким-то необъяснимым образом приобретают замашки русского купечества. И на ярмарках с размахом представляют и себя, и свою продукцию. На двух предыдущих "Зеленых неделях" ООО "Колпинский пищевой комбинат" строило ресторанчик и кормило уставших от ярмарочного изобилия разносолов немцев и бывших русских простыми российскими пельменями. Пивовары ООО "Браво Интернешнл", не жалея разовых стаканов, третью ярмарку поят (за деньги) всех желающих пивом "Бочкарев". Как утверждает генеральный директор этой компании Виктор Пятко, в Германию они отправляют незначительное количество напитка (хотя там пиво стоит в 2 раза дороже, чем в России). <BR><BR><B>Двойной удар</B><BR>Посетителей Grune Woche в этом году ждал сюрприз. Дирекция выставочного комплекса Messe Berlin, где проводится ярмарка, решила перенести центральный вход. Если учесть, что ярмарку посещают сотни тысяч человек и им предстоит пешком одолеть экспозицию, расположившуюся на 114.000 м2, то немаловажно, где находится твой стенд. Русские с самого начала обживали место в павильоне рядом с центральным входом. Летом 2000 года Messe Berlin уведомил ЗАО "Всемирная ярмарка "Российский фермер", что к 2002 году центральный вход перенесут в противоположный конец выставочного комплекса и к этому надо готовиться заранее. <BR>Организатор российского стенда - ЗАО "Всемирная ярмарка "Российский фермер" решило перенести национальный стенд поближе к новому парадному входу, но не полностью, а наполовину. В результате "блестяще разыгранной комбинации" русские получили вместо одной большой экспозиции две маленькие, притом в противоположных концах комплекса. Так что русским стендистам пришлось тренировать выносливость в частых переходах с одной экспозиции на другую.<BR><BR><B>Есть чем гордиться</B><BR>Визит губернатора Петербурга Владимира Яковлева на ярмарку планировался неоднократно, и на этот раз он не обманул ожиданий пищевиков и организаторов экспозиции. Двухдневное пребывание главы Петербурга члены российской бизнес-делегации сумели использовать с толком. Например, член совета директоров группы компаний "Вимм-Билль-Данн" Сергей Пластинин обсудил с губернатором проект мощного молокозавода (500 тонн переработанного молока ежедневно) стоимостью $30 млн. Где будет построен завод - в Петербурге или в Ленобласти, компания еще не решила, но губернаторское одобрение уже получила.<BR>Владимира Яковлева впечатлили и ярмарка, и стенды российских пищевиков. На встрече с руководителями российских предприятий он заявил, что на следующий год российский стенд должен занимать целый павильон или даже два. Губернатор не сомневается, что на "Зеленую неделю-2002" приедет в 2-3 раза больше петербургских предприятий, чем сейчас. Он предложил главе Минсельхоза заранее выкупить павильон, а ближе к ярмарке продавать площадь российским экспонентам. <BR>С этим предложением охотно согласился министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев, возглавлявший делегацию России. Ему ярмарка тоже понравилась, и он пообещал пищевикам свой павильон площадью 1200 м2. (По целому павильону обычно занимают земли Германии. В этом году к ним прибавилось Марокко, оформив собственный павильон в стиле североафриканского древнего города.) <BR>Мысль о своем павильоне так запала министру в душу, что он не раз возвращался к ней, обсуждая итоги своей поездки уже в Москве. Глава Республики Коми Юрий Спиридонов тоже внес свежую идею, заявив, что сейчас предприятиям нужно помочь пройти международную сертификацию. Тогда предприятия будут наращивать мощь, зарабатывая на экспорте (например, в его регионе - на оленине), а не на бедном отечественном потребителе. Тогда пищевики и аграрии не будут ждать инвестиций от государства или иностранцев, а заработают их сами, и уж тогда до отвала накормят отечественных едоков, рассуждал Юрий Спиридонов.<BR><BR><B>Дикоросы и биокофе</B><BR>Костяк российской экспозиции в Берлине обычно составляют петербургские предприятия: ОАО "Петрохолод", ООО "Браво Интернешнл", АОЗТ "Первый кондитерский комбинат "Азарт", ЗАО "Кондитерская фабрика им. Крупской", Международный центр бизнеса, ООО "Опытный завод "Нива", ЗАО "Норд-Овощ". В этом году к ним присоединились ОАО "Парнас-М" и АООТ "Каравай". <BR>Кроме петербуржцев, выделивших небольшое место для своей администрации, стенды развернули также Тульская и Вологодская области, Ненецкий автономный округ и Республика Коми. Северные территории представляли оленину, сгущенку, изделия народных промыслов и рыбную продукцию. Тульская администрация на 4 м2 демонстрировала хлебобулочные изделия. Вологда развернула свои 8 м2 экспозиции перпендикулярно потоку посетителей - "в профиль", разложив на узком стенде масло и изделия из льна. <BR>Республика Коми на своих 8 м2 сумела установить даже прилавок-холодильник с рыбой, олениной и съедобными дарами леса (дикоросами). Глава республики Юрий Спиридонов остро переживал за невзрачный вид своей и вологодской экспозиций: "Вологодский стенд можно шапкой накрыть, и его не будет видно". <BR>Руководители региональных стендов остро завидовали московской группе компаний "Вимм-Билль-Данн", которая устроила дегустацию своих морсов в интерьере "лужайка перед деревенским домом" на 48 м2. <BR>Любопытно, что напротив "профильной" экспозиции Вологодской области расположился стенд небольшого африканского государства Бурунди. На 20 м2 бурундийцы поставили кофеварочный аппарат и продавали биокофе, сваренный из зерен, выращенных в этой стране. Бурундиец Самир, как выяснилось, учился в Москве, Киеве и Харькове строительному делу. Вернулся в Бурунди, но там ему не понравилось - "кругом идет война". Теперь он пытается найти способ зарабатывать в Германии, хотя бы на поставках кофе.<BR><BR>У кого что болит...<BR>В 1998 и 1999 годах во время Grune Woche на пресс-конференции российской делегации приходило много журналистов из немецких средств массовой информации. Тогда их волновали вопросы введения частной собственности на землю, развития фермерства и использования международных кредитов на развитие аграрного сектора в России, а также - куда уходит гуманитарная помощь Запада. Тема "голодной и несвободной России" была центральной и казалась вечной. Аграрии из Москвы с жаром доказывали немцам, что хотя ситуация в стране не самая благоприятная, но российский продовольственный сектор уже набирает силу, хотя и медленно. В этом году немецкие журналисты проигнорировали пресс-конференции руководителей российской делегации. Их не заинтересовали ни вице-премьер Правительства РФ - министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, ни председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Плотников, ни губернатор Петербурга Владимир Яковлев, ни глава Республики Коми Юрий Спиридонов, ни первый заместитель губернатора Вологодской области Сергей Громов. Европейцев больше не волнует "голодная Россия, получающая гуманитарное зерно". <BR>Сегодня их тревожит "коровье бешенство" и гарантии качества продуктов питания в Европе. Стратеги мирового продовольственного рынка пытаются предугадать, чем будет питаться человек в третьем тысячелетии, полагая, что традиционные продукты питания утратят свое значение. <BR>Недаром в Германии даже сменили название Федерального министерства сельского хозяйства. Теперь оно называется Федеральное министерство по защите потребителя, продуктов питания и сельского хозяйства, и его возглавила женщина.<BR>Россия в этих процессах пока никак не участвует, ввиду отсутствия экспорта мясопродуктов. Как честно ответил министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев, "у нас нет данных о заболевании бешенством коров в стране". А если бы они и болели, то все равно российских коров россияне едят сами, ни с кем не делясь.<BR>Но европейцам рано успокаиваться: массовый экспорт для российской "пищевки" - уже не утопия. Но еще и не реальность. <BR>Рынок Европы хорошо защищен от новичков не только барьером сертификации. Ее продовольственный прилавок в несколько слоев покрыт качественными, разнообразными продуктами. На нем нет свободного места. <BR>Российским пищевикам придется начинать игру за свою нишу с низких цен при безупречном качестве товара. <BR><BR>Бизнес-делегация - особый способ посещения дорогостоящих международных выставок. Участники делегаций обычно участвуют во всех мероприятиях, организуемых для экспонентов, но места в экспозиции не имеют. Это удобно для ведения переговоров с влиятельными людьми, которых обычно трудно собрать в одно время в одном месте, чтобы неформально обсудить насущные вопросы. <BR>В этом году на "Зеленую неделю" в составе официальной делегации приехал не только министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев с руководителями основных департаментов своего министерства, но и руководители ряда регионов. <BR><BR>Инициатором и организатором всех российских экспозиций на ярмарках Grune Woche с 1997 года является петербургское ЗАО "Всемирная ярмарка "Российский фермер". То, что петербургский, а не московский выставочный оператор начал вывозить национальную экспозицию в Берлин, является и плюсом - соглашаются ехать те, "кому действительно надо"; и минусом - правительственные чиновники и губернаторы неохотно посещают мероприятия, организованные "провинциалами".