На завтрак будут каша и война с конкурентами

В 2001 году на петербургском рынке хлопьев, каш и сухих завтраков грядут кардинальные перемены. Поставщики и производители готовятся к жесточайшей конкуренции.

<BR><BR>В 2001 году на петербургском рынке хлопьев, каш и сухих завтраков грядут кардинальные перемены. Поставщики и производители готовятся к жесточайшей конкуренции. <BR>Воевать будут все со всеми. Производители хлопьев - с поставщиками мюслей, изготовители каш быстрого приготовления - с поставщиками хлопьев. Отечественные компании - с западными.<BR>"Скорее всего, в нынешнем году объем продаж хлопьев будет на уровне 2000 года, но произойдет передел рынка. Продажи главных игроков могут сократиться за счет появления новых участников, до сих пор державшихся в тени. Их выход на рынок приведет к росту числа фактов, называемых "первая покупка". В дальнейшем это может спровоцировать смену предпочитаемой марки", - предсказывает директор по маркетингу исследовательской компании ЗАО "Той-Опинион" Алексей Кропотов.<BR><BR><B>Массовый товар</B><BR>Большой популярностью у россиян пользуются хлопья. По данным компании "Той-Опинион", в конце 2000 года их хотя бы иногда покупали 72% петербуржцев. Этот показатель значительно выше, чем у каш быстрого приготовления, мюслей или сухих завтраков (см. диаграмму 1). <BR>По сведениям консалтинговой компании ЗАО "Ленстрой-Инвест-Менеджмент", в прошлом году хлопья входили в ассортимент 87% продовольственных торговых точек Петербурга. Наибольшим спросом пользуются овсяные хлопья. Единственный их производитель на Северо-Западе - Петербургский мельничный комбинат. Кроме овсяных комбинат выпускает и пшеничные хлопья. По оценке фирмы "Той-Опинион", компания удерживает до 70% петербургского рынка хлопьев. <BR>"Об увеличении производства говорить пока не приходится, - замечает начальник отдела маркетинга ОАО "Петербургский мельничный комбинат" Андрей Жуков, - но лишь по одной причине. Мощности комбината загружены практически на 100%".<BR>Линия по производству хлопьев стоит не менее $0,5 млн. "Это сложный технологический процесс. Поэтому и финская продукция под торговой маркой Nordic производится и фасуется не в регионе, а в Финляндии", - говорит ассистент по маркетингу петербургского представительства концерна Raisio Александр Иванин. <BR>По его оценке, доля хлопьев концерна на петербургском рынке достигает 25%. Кроме того, концерн поставляет их в Москву, Новосибирск, Екатеринбург и Нижний Новгород.<BR>Хлопья, произведенные российскими предприятиями, например ОАО "Челябинский комбинат хлебопродуктов №1", фасуют многие петербургские фирмы. Например, ООО "Компания "Ангстрем трейдинг" отправляет в розницу около 100 тыс. упаковок челябинских хлопьев. Это порядка 40 тонн. <BR><BR><B>Быстрая каша</B><BR>Консервативный россиянин уверен в том, что утром надо есть кашу. Так что этот продукт по популярности опережает мюсли и сухие завтраки. Еще несколько лет назад в сегменте "быстрых каш" были представлены лишь западные марки Nordic и Myllin Paras. Сейчас "фирмачей" потеснили отечественные производители. Каши быстрого приготовления под маркой "Быстров" вывела на рынок фирма "Си-Про". Каши производит одно из предприятий группы "Си-Про" - "Юбилейное", расположенное в Петербурге. Большое внимание своей торговой марке "Бистро" уделяет "Ангстрем". За короткое время компания отвоевала почти треть рынка и собирается наращивать обороты.<BR><BR><B>Завтрак всухую</B><BR>Из производителей сухих завтраков за петербургский рынок в основном воюют два конкурента: московское предприятие "Крекер" и псковская фабрика "Любятово". Реализация "шариков", "колечек" и "подушечек" растет не по дням, а по часам.<BR>"В Петербурге мы начали работать 2 года назад, - рассказывает менеджер по продажам ГУП МПК "Крекер" Алексей Агарков, - сейчас мы продаем до 100 тонн сухих завтраков в месяц и ежемесячно увеличиваем объем продаж на 2-3%".<BR>Отечественная продукция дешевле импортной. Этот фактор вкупе с активизацией российских производителей заставил многие зарубежные компании сократить объемы поставок на российский рынок, считает Алексей Агарков. Сейчас западная продукция представлена в России в основном лишь несколькими громкими именами: Kellogg's, Bruggen и Nestle.<BR><BR><B>Швейцарская кашка</B><BR>Cлово "мюсли" означает "кашка". Основу продукта составляют овсяные или пшеничные хлопья, к которым добавляются сушеные фрукты, мед, шоколад, орехи. Традиционное блюдо швейцарских крестьян в конце XIX века популяризировал немецкий врач-диетолог Марк Бирхер-Беннер. <BR>В России мюсли появились менее 10 лет назад. За потребителя стали бороться практически все ведущие западные производители этого продукта: Nestle, H&J Bruggen, Dr. Oetker, Kellogg's, Hahne, AXA. Сейчас в поставках мюслей в Петербург, по данным "ИНФО ОЛ", лидируют Германия и Дания.<BR>Отечественные производители не заставили себя долго ждать. Мюсли выпускают в основном небольшие предприятия. В частности, "Союзкруппром", "Вальпе", "Атланта", "Балтпак", "Сан-Три Петербург", "Пикмикс". Тем не менее, по данным "ИНФО ОЛ", россияне удерживают до трети петербургского рынка мюслей.<BR><BR><B>Тропа войны</B><BR>Весной и летом нынешнего года конкуренция на рынке обострится. Все опрошенные компании заявляют о планируемом увеличении продаж.<BR>В Raisio обострение конкуренции связывают с расширением рынка. "Рынок пошел вверх, потому что психология потребителя постепенно меняется, - считает Александр Иванин, ассистент по маркетингу петербургского представительства концерна. - Мы ведь тоже работаем над тем, чтобы приучить людей есть хлопья и "быстрые" каши на завтрак".<BR>Конкурентную борьбу Raisio планирует вести на нескольких направлениях. На рынок будут выведены новые виды хлопьев. Кроме того, уже сообщалось о том, что ведутся переговоры Raisio и ОАО "Петербургский мельничный комбинат" о покупке финнами большого (вплоть до блокирующего) пакета акций ОАО "Петербургский мельничный комбинат". "В 2001 году мы планируем не просто увеличить продажи, а сделать рывок", - говорит Александр Иванин. Представители российских компаний считают, что западные конкуренты будут постепенно уходить с рынка. "В 2001 году продолжится вытеснение западных производителей отечественными, - считает президент компании "Ангстрем трейдинг" Игорь Стрельников. - В результате кризиса 1998 года произошла общая переориентация на отечественных производителей. В дальнейшем эта тенденция только усиливалась".<BR>"На рынок неизбежно повлияет рост курса доллара, - считает коммерческий директор ассоциации предприятий оптовой торговли "Стронг ТМ" Ольга Богачева. - Импортные хлопья занимают достаточно большую долю рынка, но с ростом курса доллара импортная продукция будет дорожать быстрее отечественной. Российские хлопья станут постепенно вытеснять зарубежные".