00:0018 декабря 200000:00
19просмотров
00:0018 декабря 2000
Николай Кононов - далеко не первый и, вероятно, не последний предприниматель, который написал книгу. От всех остальных бизнесменских книг творение Кононова отличается единственным фактом: роман "Похороны кузнечика" вошел в шорт-лист литературной премии Бу
<BR><BR>Николай Кононов - далеко не первый и, вероятно, не последний предприниматель, который написал книгу. От всех остальных бизнесменских книг творение Кононова отличается единственным фактом: роман "Похороны кузнечика" вошел в шорт-лист литературной премии Букера.<BR>Данное событие произошло в российской биографии Букера впервые. Более того, "Похороны кузнечика" теперь номинированы и на Антибукера.<BR><BR><B>Счастливцев-Несчастливцев</B><BR>Букер - самая раскрученная литературная премия в России. Ее денежный эквивалент составляет $12,5 тыс.<BR>Букера никто не любит, но каждый хочет его получить. Николай Кононов не только сам написал роман и издал его - он же на правах издателя и номинировал роман на Букера. А затем вошел в шорт-лист, но самого Букера у Кононова получить не вышло. "Многие говорили, что первую премию получит Алексей Слаповский - он номинируется из года в год третий раз. Но его вновь обошли. На банкете Алла Демидова, говоря о романе Слаповского "День денег", нарочно оговорилась: "Дань денег". А я громко закричал: "Не дань денег, а дай денег". Я знал, что премию получить не должен. Давать премию за провокационный текст было бы слишком роскошным жестом. И если бы мне дали премию - кому бы пришлось давать ее после меня?!" - самоуверенно, но в то же время иронично говорит Кононов-писатель.<BR>Однако Кононова-издателя такой результат вполне удовлетворил: прямое попадание в шорт-лист обеспечило множество рецензий (всего их было около 30) и упоминаний в различных СМИ, что прямо сказалось на продажах книги, а также на рейтинге самого издательства.<BR>Кононов-предприниматель строит свой бизнес именно на таких нестандартных решениях. Он почти всерьез рассказывает, что марку литературной серии "Цветы зла" создал "для того, чтобы всем нашим книгам, всем форматам, которые мы издаем, купить более дешевый сертификат". Именно за счет креатива "Инапресс" заработало свой первый капитал. "Издательство началось с "Гулливера в стране лилипутов". Мы продали только идею - проиллюстрировать книгу Гранвилем. За счет этого получили треть тиража, которая дала деньги на раскрутку других проектов", - рассказывает Николай Кононов.<BR><BR><B>Эконом</B><BR>"Инапресс" открылось в 1992 году. Николай Кононов любит рассказывать, что издательство было создано, чтобы обрести эстетическую независимость писателя от литературных интриг. "Собственно, я стал издателем для того, чтобы попытаться влиять на литературу", - уверяет он. Правда, за 8 лет "Инапресс" выпустило только две книги Кононова (всего издательство осуществило около 100 проектов). Большинство из них создано под девизом "Экономика должна быть экономной". "Мы аккуратно строили свою политику и мало прокалывались. Наша расчетливость связана с тем, что мы сами очень экономим. Как вы знаете, капитализм - это самоэксплуатация. Маркс этого не знал, потому что всегда жил на гранты Энгельса", - улыбается Николай.<BR><BR><B>Роман с кузнечиком</B><BR>Необходимо признать, что содержание романа пересказать почти невозможно. Хорошее представление о "Похоронах кузнечика" дает первая, выбранная наугад цитата: "Мне хочется пахнуть кузнечиком - то есть совсем ничем, тихой летней погодой, полуденной прокаленной пустотой, дневным белым цветом, прозрачной безвкусной сукровицей, блескучей слюдой. Так, как благоухало вчера весь день на нашей дачке на берегу Гуселки, откуда меня привезли домой".<BR>Помимо читателей-эстетов и любителей Пруста и Фрейда роман пленил салонных высоколобых критиков, которые посвятили "Похоронам кузнечика" длинные энергичные тирады: "Здесь не только восклицание в отчаянии, но и попытка понять эту топологию памяти, место присутствия других вещей в мире исчезновения и надежды. Познаваемая топография жизни - вот источник этого головокружения и постоянной отрезвляющей мысли"; "Эстетика Кононова познается на ощупь (она немного шершава, как обветренные губы), вдыхается кожей вместе с шелестом страниц, оставляя в легких тяжелый солоноватый осадок любви и смерти, затянутый в каучуковые предложения, переминающиеся со строки на строку" и т.д. и т.п.<BR><BR><B>Философия</B><BR>Издательство "Инапресс" - квартирного типа. Никакого гипрока и галогенных ламп. Все свои. Люди. Кошка. Холсты, статуэтки, бюро из красного дерева XVIII века, за которым работает Николай Кононов. Из привычных офисных атрибутов только ноутбук.<BR>"Я думаю, что офис предназначен для того, чтобы пить чай и болтать, - рассуждает о менеджменте Николай Кононов. - Нам нравится своя маленькая "кондитерская". Дело в том, что мы не собираемся издавать 20 книг в месяц. Лучше две-три, или вовсе одна". С этой философией издательство успешно пережило все кризисы и дефолты. <BR>По словам Александра Покровского, мозгом издательства является Кононов, он - всеми остальными частями тела, кроме глаз: дизайном занимается жена Николая Кононова Марианна.<BR>А их сын Кирилл следит за безотходностью производства: собирает все, что сочтет макулатурой, в мешок и, зажав крепко-накрепко нос, встает в одну очередь с бомжами. Затем он честно возвращается домой с 40 рублями, которые тут же отдаются ему в награду обратно - на карманные расходы. Пока собирательные навыки Кирилла не разоряют издательство. <BR>"Но как-то раз мы взяли кредит и все до копейки вернули под 240% годовых! В банке на нас смотрели, как на дураков: "Как? Вы возвращаете кредит?" Дело в том, что это был Аби-банк, которому никто ничего не возвращал. Тогда я решил, что каждый в своей жизни должен хоть раз взять кредит", - говорит Николай Кононов, потирая руки.