Стратегия округа обопрется на "фукоямизм"

Центр стратегических разработок "Северо-Запад" судя по названию претендует на руководящую и направляющую роль в определении будущего Северо-Западного федерального округа.

<BR><BR>Центр стратегических разработок "Северо-Запад" судя по названию претендует на руководящую и направляющую роль в определении будущего Северо-Западного федерального округа. <BR>Научный руководитель проекта Петр Щедровицкий называет одну из главных целей центра - выработку языка для обсуждения стратегических целей и путей их достижения. В основу этой работы ляжет теория Фрэнсиса Фукоямы.<BR><BR>- Вы часто упоминаете о теории зависимости доверия в обществе и экономическими категориями. На основе чего сделаны эти выводы?<BR>- Фрэнсис Фукояма, футуролог и автор бестселлера "Конец истории", в 1996 году выпустил книгу под названием "Trust", в переводе "Доверие". Основная идея книги проста и, на мой взгляд, очень любопытна. Фукояма утверждает, что любые экономические отношения в качестве своей предпосылки имеют доверительные отношения между людьми. Очевидно, что, если люди друг другу не доверяют, они не могут вести бизнес друг с другом.<BR><BR>- Уровень доверия - это национальная особенность?<BR>- Доверительные отношения зависят от целого ряда культурных, этнических, религиозных факторов. Люди, принадлежащие к одной группе, больше доверяют друг другу. <BR>В связи с этим возникает следующая логика: в отсутствие отношений доверия для соблюдения договоренностей люди вынуждены прибегать к услугам внешних систем: от правоохранительной и судебной до криминальной. Эти системы берут на себя контроль над выполнением договоренностей, но это удорожает сделки, то есть возрастают так называемые транзакционные издержки. Фукояма утверждает: доверие есть основной экономический институт, гораздо более существенный, чем, например, финансовая система.<BR>Затем он исследует эту проблему в разных обществах и фиксирует тип простейших ячеек доверительных отношений. Например, в Италии это "мегасемья" - дедушки, бабушки, родственники. В Китае это род. В развитых индустриальных европейских обществах - семья в обычном понимании.<BR>И оказывается, что именно эти единицы определяют предрасположенность к тому или иному виду бизнеса. <BR><BR>- Какому?<BR>- Фукояма утверждает, что индустриальное производство в большей степени развивается там, где существуют маленькие семьи или даже неполные семьи, а к малому бизнесу тяготеют "мегасемьи". Итальянская семья может позволить себе держать ресторан, так как все функции поделены среди членов семьи, между которыми уровень доверия выше. Развитие итальянских ресторанов в мире происходит не потому, что итальянская кухня лучше, а потому, что социальная структура, простейшая ячейка, способствует именно этому типу бизнеса.<BR><BR>- Какой вывод можно сделать по отношению к российской действительности?<BR>- Очень простой: нужно исследовать и преодолевать барьеры недоверия.<BR><BR>- Менять традиции? Но это займет много времени. Или остается только искать ту сферу бизнеса, в которой наши транзакционные издержки будут ниже?<BR>- И так и так. <BR>Но есть и другая сторона: сегодня все мы - Вы, я, целый ряд институтов, - скорее производим барьеры недоверия, чем снимаем их. Например, навязшая на зубах тема недоверия к власти. Что это такое? Это повышение транзакционных издержек. Люди налогами оплачивают власть, ей не доверяют и поэтому вынуждены создавать параллельные институты, которые решают те же самые проблемы. Таким образом, мы за все платим дважды.<BR><BR>- Где причина, а где следствие? Кажется, сначала власть создала барьер недоверия, для преодоления которого и появились параллельные структуры?<BR>- Не бывает власти самой по себе. Мы сейчас в регионах провели исследования. Два населенных пункта в десяти километрах друг от друга очень похожи, но в одном ситуация закризисная, а в другом идет позитивное развитие. Начинаем сравнивать - и не видим никаких других предпосылок, кроме субъективных. В одном городе мэр и микросообщество инициативны, они выстраивают определенный образ будущего, а в другом, наоборот, сидит либо некомпетентный, либо коррумпированный человек, и сообщество разрушается.<BR>Многие социологи фиксируют, что уровни доверительности складываются годами, десятилетиями, как и репутация. Но их очень легко разрушить. Когда мы говорим "власть производит барьеры недоверия", то приходится делать ссылку, что это не характеристика института власти - это характеристика конкретных людей. Да, где-то не хватает законов, есть разночтения между разными органами власти, но всегда можно указать на людей, которые либо создают климат доверительных отношений, либо ему препятствуют.<BR>- Допустим, что эта теория есть универсальный закон. Существует ли механизм, использующий этот закон и производящий "полезную продукцию", то есть минимизирующий барьеры недоверия?<BR>- Меня самого это интересует. Одна из целей Центра стратегических разработок - провести на Северо-Западе исследование культурной и социальной природы существующих барьеров недоверия, факторов, которые их производят, и найти возможности их преодоления.<BR>Я считаю, что человек - это существо, причастное к смыслу. И наши действия, и наше видение будущего - это осмысленные вещи. Любой экономический проект - это коридор смысла. Недавно обсуждалась схема оптимизации рубки леса на Северо-Западе. В Европе существуют ограничения на рубку реликтового леса. Но у нас весь лес реликтовый! Далее возникает вопрос: будет ли двигаться этот товарный поток, если на его пути в Европу поставлена смысловая перегородка? Или другой пример. Вчера я разговаривал с отечественным производителем лазеров для медицины. Косметические салоны им говорят, что будут покупать только импортную технику, хотя российская более надежна и стоит дешевле. Почему? Потому что потребители, приходящие в салон, хотят быть уверенными - это смысловая конструкция, - что их лечат на иностранном оборудовании.<BR>Сегодня одной из серьезнейших проблем российской экономики является барьер недоверия к отечественным товарам. Но каковы экономические последствия этого! В Оренбурге есть производитель электромоторов, а один из потребителей - петербургская фирма. Но оренбуржцы продают свои двигатели сначала в Италию, где ставят клеймо, а затем их продают в Петербург. Я уверен, что таких примеров масса.<BR><BR>- В этом контексте: в чем основная задача центра "Северо-Запад" на ближайший год?<BR>- Создать площадку для общения. Не писать еще одну программу по Северо-Западу, а дать место, где носители разных проектов могли бы друг с другом разговаривать. Способствовать выработке языка, который претендует на стратегический, то есть создать язык разговора о будущем. И третий момент: нужно как минимум реабилитировать, а как максимум успеть реализовать новые гуманитарные проекты.