Полиграфия растет как на дрожжах

Полиграфия попала в число самых динамичных отраслей российской экономики.

<BR><BR>Полиграфия попала в число самых динамичных отраслей российской экономики.<BR>Статистики подсчитали, что в I полугодии 2000 года рост валового внутреннего продукта (ВВП) в экономике России составил более 8%. При этом объем промышленной продукции в полиграфии за тот же период превысил 26%. Доля убыточных полиграфических предприятий составляет наименьшую величину среди всех отраслей промышленности - чуть более 10% от общего числа предприятий отрасли.<BR>Доля печатного производства в валовом внутреннем продукте отражает общее развитие экономики страны. При спаде сокращается в первую очередь полиграфическое производство. Когда страна на подъеме, полиграфия растет ускоренными темпами, ее доля в ВВП увеличивается. <BR>Растущее производство испытывает потребность в упаковочном материале, рекламе, увеличивается объем печати периодических изданий. Сегмент газетно-журнальной полиграфии в последние 2 года развивался наиболее динамично. <BR>Загрузка большинства петербургских типографий, специализирующихся на печати периодических изданий, превышает 70%. По данным Комитета по печати администрации Петербурга, объем выпуска газет по государственным предприятиям в 1999 году вырос на 22% по сравнению с 1998 году (см. таблицу).<BR>Наиболее крупные участники газетного рынка в Северной столице - ГУП "Санкт-Петербургский государственный газетный комплекс", ООО "Девиз полиграфия", ОАО "Типография "Новые полиграфические технологии", ОАО "Типография "Пиитари", ООО "МДМ-Печать" - контролируют практически весь петербургский рынок. Они выполняют как петербургские, так и московские заказы. Столичные издательства в основном заказывают тиражи популярных массовых изданий ("Аргументы и факты" и т.п.) для распространения на Северо-Западе.<BR><BR><B>Конфликт мнений</B><BR>Одним из резервов роста объемов производства многие полиграфисты видят увеличение потока заказов на многоцветную печать газет из столицы. Они полагают, что в ближайшее время эта тенденция будет усиливаться.<BR>"Московские издания переходят печататься в Петербург. И дело здесь даже не в том, что стоимость печати в петербургской типографии может быть ниже. Основная причина в том, что столичные типографии перегружены заказами", - объясняет ситуацию исполнительный директор типографии ООО "МДМ-Печать" Геннадий Терентьев.<BR>С таким мнением не соглашается генеральный директор ГУП "Санкт-Петербургский государственный газетный комплекс" Евгений Филипенко: "Маловероятно, чтобы московские издатели кинулись печатать продукцию в Петербурге. Несмотря на то что и бумага, и работа здесь дешевле. Один из главных факторов, препятствующих приходу москвичей на наш рынок, - человеческий фактор. Часто до московского руководителя просто не доходит достоверная информация о возможностях петербургской полиграфии".<BR><BR><B>Общая картина</B><BR>По данным Территориального управления Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций по СПб и Ленобласти, на Северо-Западе России зарегистрировано 845 полиграфических предприятий, из них 650 типографий расположено в Петербурге. На полиграфическом рынке преобладает частный сектор. Доля государственных типографий менее 10%, износ основных производственных фондов на большинстве из них превышает 70%. Несколько лучше обстоят дела на коммерческих предприятиях, умудрившихся в последние 2-3 года обновить производственную базу. <BR>По оценкам некоторых руководителей типографий, применяемое ими оборудование зачастую морально устарело. Возраст печатных станков более 3-5 лет. Из-за ограниченности финансовых средств техническое перевооружение происходит достаточно медленно, печатное оборудование в основном приобретается на вторичном рынке.<BR>Современный печатный станок - условие необходимое, но не достаточное для оперативной работы типографии. Петербургские издатели видят главную проблему не в отсутствии в типографиях современного оборудования, а в комплексности выполняемых работ. Наиболее трудоемкой считается послепечатная обработка продукции. Именно на заключительном этапе затрачивается больше всего времени. Снижение производительности приводит к увеличению сроков исполнения заказа. "Именно по этой причине в типографиях возникают очереди и видимость полной загрузки", - считают издатели. Больше всего от этого страдают издатели периодики.<BR>"На окончательную обработку печатной продукции уходит 50% времени изготовления всего тиража. Поэтому, если издательство выпускает ряд периодических изданий, способных загрузить как минимум одну смену в типографии, выгодно иметь собственную производственную базу. Так достигается экономия по печати минимум в 30% по сравнению со стоимостью печати в сторонней типографии, и нет зависимости по срокам", - объясняет начальник отдела обеспечения ООО "Издательство "Атлант" Алексей Радченко.