Производители кофе готовят наступление

Петербург ожидает кофейный бум. Закладка новых производств и открытие кофеен свидетельствуют о том, что поставщики кофе взялись за потребителя всерьез.

<BR><BR>Петербург ожидает кофейный бум. Закладка новых производств и открытие кофеен свидетельствуют о том, что поставщики кофе взялись за потребителя всерьез.<BR>В ноябре производители изложат свои стратегии на бумаге, но уже сейчас ясно, что для увеличения продаж вовсю будут использованы пропагандистские методы. Петербуржцам начнут прививать "культуру пития".<BR><BR><B>Принять кофейку в кризис</B><BR>В Петербурге кофе всегда пили больше, чем в других городах России. (Общеизвестно, что в мегаполисах этот напиток пользуется большей популярностью, чем в провинции. До финансового кризиса 1998 года уровень потребления кофе в Петербурге был на уровне 340 тонн в месяц (не учитывая потребности пищевой и кондитерской промышленности)).<BR>Дефолт сказался на рынке кофе парадоксальным образом. Объемы продаж резко возросли. По данным исследования фирмы "Гортис", в течение третьей декады августа 1998 года петербуржцы приобрели кофе почти на 85% больше среднемесячного объема потребления. <BR>Но радость продавцов была недолгой. Купив про запас не менее 310 тонн кофе, петербуржцы стали экономить. В ноябре уровень продаж снизился до рекордно низкого уровня - 270 тонн в месяц.<BR>Сейчас ситуация несколько стабилизировалась. По информации ООО "Фирма "Майский Чай", торгующего чаем и кофе, платежеспособность потребителей постепенно восстанавливается до уровня 1998 года, что проявляется в росте продаж кофе на российском рынке (см. "ДП" №70/2000). Такого же мнения придерживаются и эксперты концерна Paulig, которые считают, что рынок кофе вернулся к докризисному состоянию. Сейчас петербуржцы покупают около 4,5 тысячи тонн кофе в год (375 тонн в месяц), и все говорит о том, что рынок будет расти. <BR><BR><B>Кто мелет кофе на Северо-Западе</B><BR>Наряду с Москвой, Петербург остается центром кофейного бизнеса. Стабилизация рынка позволила многим компаниям перейти от импорта кофе к его производству на месте. Российские производители проявляют интерес именно к натуральному кофе. <BR>Это в значительной степени объясняется тем, что для начала производства натурального кофе потребуется в несколько раз меньше средств, чем для производства растворимого. Одна обжарочная машина производительностью 60 кг/ч стоит в среднем $27 тыс., а для организации всего производства достаточно $500 тыс.<BR>Свое кофейное производство затеяла компания "Орими Трэйд". К ее фабрике по упаковке чая во Всеволожском районе Ленобласти будет примыкать цех по фасовке натурального кофе, объем инвестиций в который - $1 млн - позволит проводить полный цикл переработки кофейного зерна. Руководство ООО "Орими Трэйд" планирует открыть новое производство в первой половине 2001 года.<BR>Производство фасованного кофе организовала и группа "Ангстрем" (см. "ДП" №149/2000). Сейчас ООО "Компания "Ангстрем трейдинг" выпускает кофе трех видов - молотый, в зернах и молотый в вакуумной упаковке. По словам вице-президента компании Виктора Козырева, через 3-4 месяца компания планирует выйти на уровень 300 тыс. розничных упаковок в месяц, или 40 тонн в месяц. Кофе планируется реализовывать по всей России. Оно фасуется на новой производственной линии, которая введена в строй несколько месяцев назад. Затраты на закупку оборудования и общие строительные работы составили около $1 млн. <BR><BR><B>Растворимый капитал</B><BR>Когда речь заходит о растворимом кофе, на сцену выходят крупные игроки. В Горелово закончено строительство фабрики компании Kraft Foods International, оборот которой достигает $9 млрд в год, а продукция реализуется в более чем 100 странах мира.<BR>На 9 ноября 2000 года намечено официальное открытие фабрики по упаковке растворимого кофе, которой будет управлять ООО "Крафт Фудс". <BR>Объем инвестиций в производство составил около $10 млн. Мощность - 5 тысяч тонн упакованного кофе в год. Сбыт ориентирован на страны СНГ.<BR>И, хотя кофе будут только фасовать в Горелово, фабрика позволит существенно снизить себестоимость производства. Все дело в стеклянных упаковках, в которые фасуется растворимый кофе. При импорте таможенные пошлины рассчитываются исходя из общего веса груза. Поскольку кофе в стеклянных банках весит гораздо больше, чем без них, пошлины оказываются чрезмерно высокими.<BR><BR><B>Невские перспективы</B><BR>Маркетинговая стратегия всех крупных мировых производителей за рубежом направлена именно на увеличение потребителей кофе вообще. В России своя специфика. Массовый потребитель предпочитает растворимый кофе. Естественно ожидать, что производители натурального кофе постараются формировать спрос именно на этот продукт, который, по их мнению, покупают недостаточно активно. <BR>По данным "Гортис", в Петербурге доля потребителей растворимого кофе превышает 80%. В России этот показатель еще больше. По данным специализированного журнала "Кофе и чай", растворимый кофе составляет 90-92% рынка. <BR>Для защиты "цеховых интересов" и пропаганды "правильного" потребления тонизирующего напитка производители и поставщики кофе учредили "Петербургский кофейный клуб". Членами-учредителями клуба стали крупнейшие фирмы, работающие на кофейном рынке, - ООО "Монтана Кофе", АО "Паулиг Экспорт Лтд" и другие. <BR>В ноябре клуб примет программу действий на следующий год. В ней пропаганда кофе - на первом месте. <BR>Впрочем, промоутерские акции и дегустации - привычный инструмент маркетинга в руках кофейных магнатов, и петербуржцев этим не удивишь. "Розничный рынок кофе стабилизировался, и крупных изменений объемов продаж ожидать не приходится, - говорит Дмитрий Винокуров, менеджер по продажам Петербургского представительства АО "Паулиг Экспорт Лтд". - Изменения возможны с появлением на рынке западных торговых сетей или серьезных инвестиций российских компаний. Мы в ближайшее время намерены сконцентрировать свое внимание на сегменте общественного питания: кафе, рестораны, гостиницы и бары". <BR>По словам Дмитрия Винокурова, активно развивается также доставка кофе в офисы. По мнению экспертов фирмы "Паулиг", сегмент общественного питания в ближайшие 5 лет продолжит свое активное развитие, что приведет к увеличению доли потребления натурального кофе.<BR>А вообще, будущее рынка кофе в Петербурге во многом зависит от доходов потребителей. Вырастут доходы - увеличится и потребление натурального кофе. Тем более что Петербург - город холодный и без допинга в нем не прожить.<BR><BR><B>Правительство во все времена любило кофе</B><BR>Разделение ставок таможенных пошлин на кофе сохранится и в 2001 году. Российское Правительство сохранит ввозные пошлины на кофе, составляющие в настоящее время 5% на зеленое зерно и 10% на готовый продукт, сообщили в департаменте тарифного регулирования и мер защиты внутреннего рынка Министерства экономического развития и торговли РФ. Российские производители кофе рады бы повысить ставки на готовый продукт до 20% - для защиты внутреннего рынка, но и существующее положение дел их устраивает.<BR><BR><B>Сколько кофе пьют в России</B><BR>На долю России, по данным Международной организации по кофе (International Coffee Organization), приходится менее 1% мирового потребления кофе, которое держится на уровне 100 млн мешков, или 6 млн тонн. <BR>В 1999 году общее потребление кофе в России, по данным МОК, составило 53.160 тонн. По прогнозам МОК, в 2000 году российский рынок натурального кофе вырастет на 4-5%.