00:0004 ноября 200000:00
11просмотров
00:0004 ноября 2000
Впервые за последние 5 лет в бюджете на 2001 год появилась строчка о финансировании компьютерного оснащения школ в размере около $1 млн.
<BR><BR>Впервые за последние 5 лет в бюджете на 2001 год появилась строчка о финансировании компьютерного оснащения школ в размере около $1 млн. <BR>Комитет по образованию просил на эти цели 62 млн рублей, обосновывая цифру тем, что за 5 лет это направление вообще не финансировалось. В проекте бюджета на 2001 год эта цифра превратилась в 30 млн рублей. <BR>При средней цене современного компьютерного класса $7000 на эти средства можно оснастить 140 школ. Даже при таких темпах закупок на оснащение всех школ Петербурга потребовалось бы 20 лет, без учета старения техники. Но на эти деньги предполагается закупка не только техники, но и программных средств, развитие телекоммуникаций, поддержка детей-инвалидов. Так что только бюджетными средствами эту проблему не решить.<BR>Проблема использования современных информационных технологий в школьном образовании упирается не только в отсутствие в школах современных компьютеров. Недостаток квалифицированных учителей, отсутствие электронных учебников, доступа в Интернет делает среднее образование ущербным.<BR>Только объединение бизнеса, государства и общественных институтов может решить эту проблему. Но для этого должен быть создан механизм привлечения денег, нужны гарантии их целевого использования. А сегодня лишь 15-20% школ могут похвастать компьютерными классами с техникой не старше 5 лет. И это тем более обидно, что город является неформальной столицей российского программирования.<BR>Проблему среднего образования осознает и федеральное Правительство. Так, Владимир Путин объявил президентскую программу, по которой в 2001 году около 1 млрд рублей будет выделено для компьютеризации и Интернетизации сельских школ России. А нам остается надеяться только на себя.<BR><BR>Наталья Роговцева, заместитель начальника Управления образовательных учреждений Комитета по образованию администрации СПб:<BR>"...мало купить компьютер, нужно приобрести программное обеспечение, а это еще дороже"."К сожалению, хороший новый компьютер стоит около $1000. Однако мало купить компьютер, нужно приобрести программное обеспечение, а это еще дороже, если говорить о лицензированном продукте. Мало иметь программный продукт, нужно иметь техническое обеспечение - службу, которая будет проводить сопровождение. За этим следует обучение и постоянное повышение квалификации педагогов, создание сети, и не только возможности выхода в Интернет, но и наличие локальных и глобальных сетей в городе. Таким образом, компьютеризация - это постоянно меняющаяся система, так что постоянно необходимо новое финансирование. Надо сказать, что нас поддерживают законодатели города и выделяют средства на те округа, откуда они избирались".<BR><BR>Александр Румянцев, заместитель председателя Комитета по образованию администрации СПб:<BR>"Как можно говорить о компьютерной грамотности учеников, когда сами преподаватели "с вилами" бросаются на эти компьютеры"."На сегодняшний день нам были выделены деньги только на половину программы компьютеризации школ. Компьютерные классы в школах города есть, но они далеко не современные, примерно начала 90-х годов. При сегодняшнем темпе развития информационных технологий эту технику можно считать уже позапрошлым веком. Таким образом, мы учим своих детей компьютерной грамотности как в недоразвитых странах. <BR>Серьезная ситуация сложилась и с возможностью для школ выхода в Интернет. На сегодняшний день существует сервер Комитета по образованию, модемную связь с которым имеют 120 школ города, но при этом выделено всего лишь пять телефонных линий. Обычная арифметика позволяет вычислить вероятность выйти в Интернет у учащихся этих школ. <BR>Кроме того, как можно говорить о компьютерной грамотности учеников, когда сами преподаватели "с вилами" бросаются на эти компьютеры. Получается, что в первую очередь нужно изменять отношение педагогов к новой технике. Необходимо, чтобы преподаватели проходили обучение в Центре педагогического мастерства. В идеале каждый предмет должен иметь свой сервер, чтобы, например, ученик свободно мог написать сочинение на компьютере". <BR>Андрей Чугунов, заместитель директора по учебной и информационной работе Междисциплинарного центра дополнительного профессионального образования СПбГУ:<BR>"У школы никогда не будет достаточно денег для содержания компьютерного класса"."Могу привести историю со школой на Васильевском острове, которая не имела ни единого компьютера, однако стала первопроходцем в этой области. Год назад одно из подразделений Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) взялось за реализацию высокотехнологичного проекта. Школа, которая находилась рядом, согласилась сдать в аренду неиспользуемое помещение. Взамен этого в школе появился компьютерный класс из 14 компьютеров, по тем временам самый современный. В связи с появлением класса возникла и масса проблем, в том числе и проблема обслуживания. Если бы техническим обеспечением никто не занимался, класс бы погиб через несколько месяцев. Мы пропагандируем именно комплексный подход. У школы никогда не будет достаточно денег для содержания класса, не хватает квалифицированных педагогов, поэтому необходима поддержка вузов или других учебных, научных учреждений.<BR>Кроме того, требуется активная работа местной власти, муниципалов в этом направлении, "подтаскивание" ресурсов для этих нужд. <BR>Мы опустились на местный уровень, то есть на уровень одной школы. Комитет по образованию предложил нам показать свой вариант технологического развития, прежде всего Интернетизации. Сейчас пытаемся реализовать пилотный проект в отношении Василеостровского района. Этот район был выбран потому, что там имеются хорошие каналы связи, узлы, телекоммуникационная сфера развита и нет необходимости начинать все с нуля".<BR><BR>Игорь Базлов, главный специалист Управления информатизации и регламентации Комитета по образованию администрации СПб:<BR>"...всего 15-20% техники можно использовать в учебном процессе".<BR>"На сегодняшний момент можно сказать, что порядка 70% школ оснащено компьютерными классами, но при этом 75% этой техники было приобретено в период с 1985 по 1996 год. Структурно видны значительные улучшения, так как с 1992 по 1998 год количество техники возрастает с 8 до 65%, но то, что приобреталось до 1996 года, уже устарело. <BR>Если подводить суммарный итог, то получается, что всего 15-20% техники можно использовать в учебном процессе в соответствии с требованиями образовательных стандартов. <BR>Мы первыми в России начали заниматься телекоммуникациями. Первая школьная сеть FIDO, в которую были объединены 30 образовательных учреждений, появилась в 1992 году. Сейчас около 300 образовательных учреждений подключены к школьной информационной системе. Подавляющее большинство пользуются электронной почтой, около 100 регулярно общаются в режиме реального времени. Думаю, что года чрез 2-3 любое наше образовательное учреждение будет иметь выход в Интернет.<BR>К сожалению, сейчас возможности дальнейшего развития ограничены технически, но с установкой нового оборудования и реорганизацией сервера ситуация изменится к лучшему. Нам помогают и благотворительные учреждения, такие, как институт "Открытое общество", который на развитие ИТ в образовании в 2000 году предоставил нам $150 тыс., а на 2001 год утверждено около $100 тыс.<BR>Проблема кадров решается за счет неплохой системы повышения квалификации преподавателей. В Петербурге на базе ЛИТМО открыты региональный центр по проекту компании "ЮКОС" и Федерация Интернет-образования, где обучают учителей. Нам обещают выпускать около 600 преподавателей, сейчас преимущественно идут преподаватели информатики, потом будут и предметники.(Д.Р.)<BR><BR>P.S. Вызывает зависть подход, демонстрируемый в Карелии ОАО "Электросвязь". Предприятие пообещало подключить все сельские школы Карелии, имеющие компьютеры и соответствующее техническое оснащение, к Интернету.