На железной дороге вызревает новый бизнес

В то время, как в Министерстве путей сообщения (МПС) только обсуждается концепция реформирования, процесс формирования конкурентной среды в сфере железнодорожных перевозок уже начался. О планах создания независимых от МПС операторских компаний рассказывае

<BR><BR>В то время, как в Министерстве путей сообщения (МПС) только обсуждается концепция реформирования, процесс формирования конкурентной среды в сфере железнодорожных перевозок уже начался. О планах создания независимых от МПС операторских компаний рассказывает руководитель ЦФТО МПС РФ Виктор Величко.<BR>- Какие планы у МПС по созданию независимых операторских компаний в связи с предстоящей реформой?<BR>- Уже разработано 25 бизнес-планов независимых операторов. Из семи зарегистрированных компаний две уже работают несколько лет - это "Русский мир" и "СФАТ". Еще пять прошли все необходимые процедуры для начала своей деятельности - "Балттранссервис" (Петербург), "Транспортная корпорация" (Ростов-на-Дону), "Дальлестранс" (Хабаровск), "Северстальтранс" (Череповец) и "Красопергруз" (Красноярск). В ближайшее время "Евросиб" из Петербурга получит все разрешения. Как вы видите, у нас большие планы на Северо-Западе. <BR><BR>- Какова общая ситуация с перевозками в Северо-Западном регионе?<BR>- ОЖД и Северная дорога будут организовывать экспорт леса. Погрузка по ОЖД - примерно 800 вагонов в сутки. Грузовой поток там стабильный, тарифная политика отработана. Но есть проблема: финны поставили на границе свои лесные комплексы и зарабатывают на нашей территории. Сейчас мы начнем их вытеснять с помощью операторских компаний, которые будут организовывать лесные "вертушки". Второе направление работы - создание операторов по перевозке строительного щебня. Оно практически не развито. По моим подсчетам, острая потребность в щебне будет наблюдаться еще около 10 лет. Перевозки щебня уже сейчас громадные, следовательно, бизнес будет неплохой. Нужна единая компания, которая бы занималась этими вопросами, инициаторами создания которой должны быть губернаторы, а участия МПС абсолютно не требуется. Пока за организацию такой фирмы никто не брался. Сейчас мы приступили к разработке бизнес-планов. К МПС эти компании не будут иметь никакого отношения. Учредители внесут в уставный фонд свои вагоны. Бизнес будет капитальный: отвез нам - получил железнодорожный тариф, отвез дорожникам - получил дорожный налог, отвез строителям - получил квартиру, продал - вот и "живые" деньги.<BR><BR>- Как будут создавать и пополнять вагонный парк операторские компании и не возникнут ли у них проблемы с ремонтом вагонов на заводах, которые практически все принадлежат МПС?<BR>- Мы будем продавать вагоны. Кроме того, операторы смогут покупать их и у производителей, брать кредиты или использовать лизинг. С ремонтом - положение сложное. Если заезжает в депо МПСовский вагон и коммерческий, с кого завод возьмет больше? Конечно, с коммерческого. Но здесь вступают в действие рыночные законы. МПС вообще не платит вагонному депо - бумагами обмениваются, а операторы платят "живые" деньги. Поэтому начальники депо все больше поворачиваются в их сторону. Кроме того, в концепции реформирования МПС предусмотрена приватизация вагонных депо.<BR><BR>- Смогут ли операторские компании конкурировать с МПС?<BR>- Сегодня законодательно отношения МПС и операторских компаний никак не отрегулированы. Мы должны наработать около 100 документов, которые обеспечат и конкурентную среду. На разработку нормативных актов и прохождение ими всех инстанций понадобится 1,5-2 года. Сейчас мы работаем в рамках индивидуальных договоров. Кроме того, для обеспечения конкуренции с МПС планируем предоставлять операторам скидку с тарифа - до 30%.