00:0002 октября 200000:00
9просмотров
00:0002 октября 2000
Появление в последние годы новомодных слов: кондоминиум - объединение собственников жилья (ОСЖ), может ввести в заблуждение по поводу выгоды, которую дает жильцам учреждение кооператива. Но дело обстоит прямо противоположным образом. Если Вы владелец квар
<BR><BR><BR>Появление в последние годы новомодных слов: кондоминиум - объединение собственников жилья (ОСЖ), может ввести в заблуждение по поводу выгоды, которую дает жильцам учреждение кооператива. Но дело обстоит прямо противоположным образом. Если Вы владелец квартиры в муниципальном доме, то, скорее всего, и не догадываетесь, что жильцы ОСЖ оплачивают не только коммунальные расходы, но еще и НДС. А их дом могут отключить от горячей воды, если хоть один жилец не заплатил за нее. Подробнее о проблемах говорят члены Ассоциации жилищно-строительных кооперативов. <BR>Проблема может быть решена на законодательном уровне, но Государственная дума озабочена решением других вопросов. Видимо, депутаты живут в муниципальных домах, где все проблемы ложатся на бюджет. <BR>Парадокс в том, что, хотя ОСЖ гораздо выгодней для государства, чем содержание муниципального жилья, чиновники всеми силами стараются создать для объединений дискриминационные условия. <BR><BR>Марина Акимова, председатель Ассоциации жилищно-строительных кооперативов, жилищных кооперативов и товариществ собственников жилья Петербурга: <BR>"Объединение собственников жилья в домовладение финансово невыгодно. <BR>С 1 января 2000 года появилось ГУ "Жилищное агентство" (ГУ "ЖА"), которое стало обслуживать в основном только муниципальное жилье. Но в этих домах примерно 45% жилья приватизировано. А объединения собственников жилья (ОСЖ) стали обслуживаться исключительно на коммерческой основе, то есть по повышенным тарифам.<BR>Хотя есть распоряжение губернатора о том, что население должно платить независимо от формы собственности дома.<BR>Чтобы формально выполнить это распоряжение, для ОСЖ стали уменьшать количество услуг.<BR>А так как с 1 июля опять поднялись расценки на оплату услуг, то скоро жилищные агентства вообще перестанут обслуживать немуниципальные дома. <BR>Усугубляет проблему НДС. Мы, как юридическое лицо, обязаны платить этот налог, в отличие от жильцов муниципальных домов. Это основная проблема ОСЖ. Отсюда же вытекает еще одна проблема. Если часть жильцов негосударственного дома не платит за коммунальные услуги, то эту сумму приходится оплачивать остальным, иначе поставщики услуг за долги могут отключить целый дом. <BR>В муниципальных домах таких казусов не происходит. <BR>Существуют также и проблемы, вытекающие из Бюджетного кодекса. Получение дотаций Комитет финансов "обложил" барьерами, которые фактически являются нарушением закона. <BR>Во-первых, одно из условий получения дотаций - отсутствие долгов, а вернее, "разборок" между ОСЖ и ГУ "ЖА". Но решение спорных вопросов - прерогатива суда, а не чиновников. Кроме того, в Законе о бюджете Петербурга сказано, что никакие барьеры, в том числе долги, не могут препятствовать получению дотаций.<BR>Во-вторых, необходимо наличие лицензий, даже если ОСЖ нанимает, например, дворника. Мы считаем это требование незаконным.<BR>Кроме того, нет механизма, который бы заставлял Комитет финансов ежемесячно перечислять бюджетные средства, предназначенные ОСЖ, в том числе компенсации, льготы. <BR>Мне непонятно, почему ОСЖ поставлены в столь неравные условия".<BR><BR>Светлана Чайкина, бухгалтер ЖСК №689:<BR>"С недавнего времени в жилищно-строительных кооперативах (ЖСК) те льготы и дотации, которые должны получать жильцы, стали переводиться на общий расчетный счет. С этим у нас возникли очень большие сложности.<BR>Нам кажется, что все делается для того, чтобы мы отказались от идеи непосредственного получения субсидий и деньги опять получало районное жилищное агентство (РЖА), о расходах которого нам ничего не известно. Идея была хорошая, но ее испортили чиновники, как всегда у нас".<BR><BR>Игорь Лебедев, председатель ЖСК №1122, член правления Ассоциации жилищно-строительных кооперативов, жилищных кооперативов и товари:<BR>"Основной является проблема юридического лица, заключающаяся в том, что жилец муниципального дома платит одну сумму, а с нас, как с юридического лица, берут еще и НДС на эту сумму, тем самым затраты увеличиваются на 20%. Кроме того, все службы, а в частности РЖА, как могут отказываются от проведения капитального ремонта в немуниципальных домах. <BR>Существует также проблема ответственности. Если в муниципальном доме происходит недобор платежей, за них платит городской бюджет. Если мы не доплатим, топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и "Ленэнерго", например, имеют право нас отключить. Считается допустимым, если в подвале муниципального дома выйдет из строя счетчик воды. Если то же самое происходит в нашем доме, плату за воду нам будут считать по так называемому "стечению трубы", а это в 3-4 раза дороже.<BR>Проблема в том, что нас воспринимают как богатых плательщиков, с которых можно драть деньги. <BR>ОСЖ рассматривают наравне с другими юридическими лицами, где есть штат, состоящий из директора, бухгалтера, юриста и т.д. Но мы имеем только выборного председателя, который сегодня не готов быть и директором, и бухгалтером, и юристом в одном лице. Должен быть управляющий, который разбирается в нормативных актах, экономике, строительстве. Сегодня на 3/4 управлением домов занимаются пенсионеры, которым трудно разобраться во всех вопросах и вообще чуждо все новое.<BR>Профессиональных управленцев не более 100 человек, а кооперативов 1700.<BR>Нас выбросили в рынок, но в большинстве мы еще не готовы. <BR>Конечно, после каждого ущемления прав мы стараемся себя отстоять. Например, когда подняли цены на услуги ТЭК для ЖСК, мы оспорили новые тарифы. В итоге добились доплаты разницы между тем, что мы собрали с жильцов, и тем, что нам выставили по счету. Кроме того, для тех, кто считается малообеспеченным, предусмотрено сохранение старых ставок. Технология зачета разницы между их счетом и той старой суммой, которую платят малоимущие, не установлена. Однако изменить ситуацию можно только на законодательном уровне".<BR><BR>Владимир Бабичев, член правления ЖСК №753: <BR>"На сегодняшний день все проблемы, возникающие у жилищно-строительных кооперативов, так или иначе связаны с отсутствием четкого определения понятий.<BR>Они необходимы хотя бы для того, чтобы разобраться в правовых актах, относящихся к жилищному хозяйству.<BR>В жилищно-коммунальной сфере правового поля сегодня не существует. Мы даже не знаем, что следует по закону. Кроме того, при таком положении дел практически невозможно получить однозначного ответа на возникающие вопросы.<BR>Все органы по обслуживанию ссылаются на какие-то инструкции и письма, которые вообще не являются нормативными актами. А существующие указы, законы и постановления во многом противоречат друг другу. Функции такого основного документа мог бы выполнять "Классификатор правовых актов", который довольно четко, на мой взгляд, определяет главные положения и термины. <BR>Основной спорный вопрос, который в значительной степени дискриминирует жилищные кооперативы, связан с НДС.<BR>Все предоставляемые услуги можно разделить на жилищные и коммунальные, которые облагаются налогом. Но в связи с отсутствием единого документа налоговые органы, чтобы собрать лишние деньги, совершенно несправедливо включают в коммунальные услуги, например, лифтовое хозяйство и вывоз мусора. Налоговые органы признают только проблему заказчика и подрядчика. ЖСК они считают заказчиком, хотя мы фактически им не являемся, потому что только собираем членские взносы.<BR>По закону, НДС не облагается и квартплата, независимо от формы собственности; а с нас пытаются взять. <BR>Во второй части нового Налогового кодекса Оксана Дмитриева добилась, чтобы на 2002-2003 годы работы по техническому и санитарному обслуживанию домов не облагались налогами. Однако мы не представляем себе, как это будет реализовываться.<BR>Чиновники, которые принимают решения в верхах, очень далеки от нашей специфической проблематики. В Думе вообще нет ни одного квалифицированного специалиста по жилищным вопросам. <BR>Другая проблема, также отчасти связанная с терминами, заключается в том, что нас не признают за "население".<BR>Понятие "население" встречается только в статье 131 Конституции РФ о выборах в органы местного самоуправления. В остальных правовых актах используется понятие "граждане", некорректное, с моей точки зрения. Например, для служб теплоснабжения мы являемся исключительно юридическим лицом, потому что им совершенно безразлично, с кого брать деньги.<BR>Став юридическим лицом, мы утратили статус "население" и, соответственно, всякую защиту".(Д.Р.)