Бизнес-образование неудержимо стремится одновременно и к конкретике, и к системности

Содержание программ бизнес-образования постепенно приближается к европейской классике. Набравшийся практического опыта в управлении слушатель стал прагматичнее и требует развития конкретных навыков вместо общих теорий менеджмента.

<BR><BR>Содержание программ бизнес-образования постепенно приближается к европейской классике. Набравшийся практического опыта в управлении слушатель стал прагматичнее и требует развития конкретных навыков вместо общих теорий менеджмента.<BR>Если вспомнить историю, то российское бизнес-образование начиналось с обучения тому, как написать бизнес-план и взять кредит в банке. Спустя 10-летие оно снова возвращается к конкретике, утолив жажду знаний менеджеров в общих законах и механизмах управления. <BR><BR><B>Общее и специальное</B><BR>Как правило, содержание образовательных бизнес-программ меняется раз в 2-2,5 года. Меньшим изменениям подвержена основная форма фундаментального бизнес-образования - МВА: обычно ее "запускают" на 3-4 года, с небольшими периодическими модификациями. Сейчас в ряде бизнес-школ она тоже претерпевает изменения в содержательном плане. <BR>"Раньше программа МВА была без конкретной специализации, что было адекватно ситуации: требовалось поднять общий уровень управленческой культуры. Сегодня, когда это достигнуто, мы предлагаем МВА с тремя специализациями, и в рамках каждой существует возможность выбора дисциплин. Таким образом, обучение все больше приближается к классической европейской системе образования МВА", - говорит Федор Рагин, директор по развитию Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП). <BR>"Сейчас востребованы программы, в которых меньше описательности, но больше упора на навыки. Именно так построена западная подготовка", - сравнивает директор регионального представительства Школы бизнеса Открытого университета Великобритании Борис Федоров. По мнению же Валентина Галенко, директора Высшей экономической школы Санкт-Петербургского университета экономики и финансов (ВЭШ СПбУЭФ), спрос на general program останется по-прежнему высоким, что, по его словам, объясняется возрастающей потребностью топ-менеджеров в повышении своей квалификации.<BR><BR><B>МВА по-русски</B><BR>Второй год Министерство образования РФ проводит эксперимент по "переводу" обучения по программе МВА на русский язык. В прошлом учебном году в эксперименте участвовало 15 вузов, в 2000-2001 учебном году еще столько же российских образовательных учреждений начали обучать своих слушателей бизнес-администрированию на русском языке, с последующей выдачей госдиплома МВА. В Петербурге в эксперименте участвуют ИМИСП, ВЭШ СПбУЭФ, Международная школа менеджмента ЛЭТИ-Лованиум, Институт международного бизнеса и коммуникаций БГТУ ("Военмех"), факультет менеджмента СПбГУ, Государственный технический университет ("Политех"). Вопреки пессимистичным прогнозам, что "русский" МВА не обретет много сторонников, реальность свидетельствует о прямо противоположном. Причина одна: управленцев, хорошо говорящих по-английски, гораздо меньше, чем управленцев, хорошо говорящих по-русски. А учиться надо. "Конкурс на русскую программу МВА в прошлом году был 2,5 человека на место, - сообщил Федор Рагин. - Кроме того, участие в эксперименте дало нам возможность увеличить длительность обучения до 2 лет вместо прежних 18-20 месяцев".<BR><BR><B>Бизнес-прогнозы</B><BR>"Сейчас уровень подготовки в отечественных бизнес-школах не уступает западному, во многом за счет сильного входного контингента, который отличается высоким уровнем научной подготовки и большей мотивацией", - оценивает директор Международной школы менеджмента ЛЭТИ-Лованиум Александр Янчевский. Уклон в ту или иную специализацию обуславливается и положением на рынке труда: на смену ажиотажному спросу на маркетологов и финансовых аналитиков пришел бум на специалистов по проектному менеджменту. <BR>"Тенденция последнего года - активный спрос на комплексные системы управления производством: в той или иной форме они становятся необходимы каждому предприятию. Подготовку специалистов по автоматизированным системам управления мы ввели в программу уже давно - когда стало очевидно, что страна либо перестанет существовать, либо все-таки начнет что-то производить. <BR>В дальнейшем будут востребованы специалисты по логистике, когда большинство менеджеров осознает, что логистика - один из ключевых моментов развития экономики", - прогнозирует Александр Янчевский. <BR>"Работа менеджера становится все более интегрированной. Время специалистов по направлениям заканчивается - управленец должен быть экспертом во многих областях. Организации становятся более динамичными, а структура управления - более плоской, поэтому и роль менеджера другая.<BR>Если раньше линейный менеджер был в структуре связующим звеном по передаче информации, то сейчас в его деятельности все большую роль играет принятие решений, связанных с управлением его подсистемой. Такова мировая тенденция", - заключает Борис Федоров. <BR>Работа бизнес-школ основывается не только на тенденциях экономики, требованиях рынка и ожиданиях менеджеров. Отвечая на спрос, они, с другой стороны, пытаются его формировать. <BR>"Мы создаем короткие программы и тестируем ими рынок, а затем встраиваем блоками в программы обучения. Если бы мы сами изначально не составляли такие продукты, возможно, рынок бы их у нас и не попросил", - рассказывает Федор Рагин.<BR>"Несмотря на то что на трудовой путь уже вступило новое поколение вчерашних студентов, основная тяжесть реализации экономических реформ лежит на тех, кому сегодня 35-40 лет. Следовательно, была и будет актуальной тема профессиональной переподготовки, - считает Валентин Галенко. - Одна из болевых точек современного бизнеса - управление финансами, поэтому потребность в программе "Финансовый менеджмент" остается устойчивой. Возрастающий спрос на бизнес-образование обусловлен ростом производства в промышленности: мало иметь деньги - надо уметь ими управлять".