В растущей компании проверки на прочность неизбежны

В каждой, даже безупречно управляемой, компании через определенное количество лет начинают происходить процессы, которые постоянно тестируют компанию на прочность.

<BR><BR>В каждой, даже безупречно управляемой, компании через определенное количество лет начинают происходить процессы, которые постоянно тестируют компанию на прочность.<BR>От того, как первое лицо компании сумеет ответить на главные, не всегда лицеприятные вопросы, зависит дальнейшая жизнь фирмы. Это касается и крупных, и малых предприятий, но особенно "болезни роста" подвержены молодые, интенсивно развивающиеся компании.<BR>В одной петербургской фирме на пятом году ее интенсивной и плодотворной работы начали происходить странные процессы: сотрудники стали собираться группами, шушукаться - на кухне, в коридорах, - где только возможно, чтобы обсудить наболевшее и насущное: куда ты уходишь, когда ты уходишь, сколько тебе заплатили, а сколько сказали, кто еще уходит? Что он тебе сказал? Почему он так смотрит на меня, когда я ухожу из офиса ровно в 7?<BR><BR><B> Кадры бегут </B><BR>По мнению многих руководителей растущих петербургских компаний, большинство "подрощенных" сотрудников, которые оформились в профессиональном плане и начинают позиционировать себя на рынке тех услуг, которые он оказывает нанимателю, думают о том, чтобы попробовать себя где-либо еще или даже открыть свое дело. При этом не берутся во внимание такие понятия, как чувство благодарности к воспитавшей его фирме, уверения в скорой прибавке к зарплате, поощрения в виде поездок и стажировок.<BR>Руководители фирм по-разному относятся к выполнению во внерабочее время своими сотрудниками работы на другие компании, даже на не конкурирующие фирмы. Если заработная плата руководством считается достойной, то, как правило, такие приработки не поощряются. Кроме того, как считает, например, президент ЗАО "Объединенная консалтинговая группа" Виталий Антощенко, не посвятив себя полностью какому-либо одному делу, трудно рассчитывать на достойные результаты. Для многих определяющим является то, чего достигает сотрудник на основной работе. Если к нему претензий нет, дополнительный заработок - это всегда приятно; почему бы и не сделать своим сотрудникам приятное?<BR> Абсолютное большинство руководителей считает, что универсальным рецептом решения проблемы "Кадры бегут из фирмы. Что делать руководству?" являются тонкая индивидуальная работа с каждым претендентом на уход, предметное разбирательство причин, подтолкнувших сотрудника к уходу из фирмы, и извлечение из мотиваций этого поступка уроков на будущее. Владимир Цай, генеральный директор ООО "Экспресс Сервис", говорит, что доверие - это важный фактор во взаимоотношениях руководителя и сотрудников компании. "Если доверие подорвано, его трудно восстановить, но работать можно".<BR>В то же время существует и обратная сторона медали - крайне несовершенное, по мнению глав компаний, трудовое законодательство, которое зачастую не позволяет провести корректное увольнение нежелательного сотрудника. Тем не менее "корректным увольнением" пользуются почти все руководители.<BR><BR><BR><B>Эта страшная коммерческая тайна</B><BR>Обычно коммерческой тайной считаются доходы фирмы, ее прибыли и их распределение. Подавляющее большинство руководителей компаний считает, что каждой уборщице совершенно не обязательно знать, сколько фирма заработала в этом месяце; важно, чтобы сотрудники спокойно трудились на своих рабочих местах с максимальной отдачей и не гадали ежедневно, будет ли зарплата вовремя. Ничто так не подавляет дух нанятого работника, как задержки зарплаты, выдача ее "по частям". В этом случае начинаются интенсивные рассылки резюме, иногда на глазах у руководства - с целью психологического воздействия.<BR>Но в то же время очень важно, чтобы информация о том, прогрессирует фирма или нет, была открытой и доступной для всех работников компании.<BR>"Уровень допуска сотрудников к информации, составляющей коммерческую тайну, - говорит Виталий Антощенко, - оценивается в зависимости от уровня управления, на котором задействован тот или иной сотрудник, уровня поставленных для него задач".<BR><BR><B>Внутренняя конкуренция</B><BR>В каждой интенсивно развивающейся компании обязательно существует внутренняя конкуренция. Задача каждого руководителя - использовать ее на благо фирмы, не стравливая сотрудников, не выпячивая заслуги одного перед другим, тем не менее поощрять сотрудников, принимать участие в профессиональном соревновании, так как только такая ситуация создает предпосылки для индивидуального развития каждого сотрудника. Продвинутые сотрудники - это уже благо для фирмы.<BR>Владимир Цай отмечает, что эффективнее всего работают "в паре" исполнительные и творческие работники и специально комплектует такие "пары" в компании. Профессионализм, слаженность в действиях и результативность - это уже ноу-хау компании. Эти факторы существенно влияют на достижение цели. И поэтому стимулируются.<BR>Для поддержания нормальной внутрифирменной обстановки нужны дни рождения, "семейные праздники", даже если они мешают производственному процессу. Праздники позволяют всем работающим в фирме почувствовать себя единой семьей, хотя бы ненадолго. "Если численность персонала уже велика и дни рождения происходят почти ежедневно, их рекомендуется отмечать по отделам, - считает Виталий Антощенко. - Но игнорировать "маленькие праздники" нельзя - люди отдаляются друг от друга, им негде и некогда поговорить с друг другом, а именно в процессе таких встреч снимается психологическое напряжение, завязываются новые производственные отношения и даже совершаются браки".<BR>Менеджеры компаний отмечают, что последовательности "романы - браки - отпуска по уходу за ребенком" отмечаются в фирмах все реже. В российских конторах уже перестали смешивать работу и личную жизнь.