Пищевики отрабатывают выход в Европу на регионах

По сравнению с 1993 годом пищевая промышленность Петербурга выросла более чем в 2 раза. Вроде бы и расти дальше некуда. Но и в других регионах идет аналогичный процесс, а есть в России больше не стали. Однако большинство предприятий отрасли нажимать на то

<BR><BR>По сравнению с 1993 годом пищевая промышленность Петербурга выросла более чем в 2 раза. Вроде бы и расти дальше некуда. Но и в других регионах идет аналогичный процесс, а есть в России больше не стали. Однако большинство предприятий отрасли нажимать на тормоза не собирается.<BR>Резервы роста за счет вытеснения импорта с местного рынка продуктов питания были исчерпаны почти полностью уже в прошлом году. Доля продаваемых в Петербурге продовольственных товаров импортного производства снизилась к концу 1999 года до 20-25%. Тремя годами ранее она составляла более 60%. <BR>Дальнейшее вытеснение импорта вряд ли возможно. Некоторые виды продовольствия в принципе не могут ни производиться, ни выращиваться в городе на Неве и его окрестностях. Например, экзотические фрукты и кофе. К тому же магазины всегда будут заполнять какую-то часть прилавков импортными продуктами. Для ассортимента. Ведь есть категория потребителей, которые станут питаться заморской едой только потому, что она - заморская.<BR>Может быть, с конца прошлого года местным производителям удалось отхватить у импортеров еще несколько процентов. Не больше. Однако производство в пищевой промышленности за первое полугодие текущего года увеличилось не на проценты, а в 1,6 раза. Это самый высокий показатель за десятилетие. <BR><BR><B>Продолжение следует</B><BR>Возможно, по итогам года рост окажется не столь значительным, как в первом полугодии. Первая половина 1999 года, с которой идет сравнение, для пищевой промышленности была относительно неудачной. Бурный рост в отрасли начался во втором полугодии. Тем не менее увеличение объемов производства в отрасли по итогам этого года вполне может достигнуть 40-50%. Этот прогноз выглядит реалистичным, так как многие петербургские предприятия занимаются наращиванием производственных мощностей. Инвестиции в пищевую промышленность в целом растут. <BR>Например, производитель полуфабрикатов - ООО "Колпинский пищевой комбинат" в этом году намерено направить на развитие собственного производства около полумиллиона долларов. Дополнительно выпускаемая продукция идет в Москву и другие города России. <BR>Судя по словам представителей некоторых предприятий, опрошенных корреспондентом "ДП", и данным Министерства сельского хозяйства РФ, это - далеко не единичный случай экспансии петербургских компаний в российские регионы. <BR><BR><B>Сдерживает только срок годности</B><BR>"Точных данных под рукой нет, но можно уверенно говорить о том, что доля нашей продукции, продаваемой в регионах, растет. Это не значит, что нас вытесняют из Петербурга. Просто увеличивается общий объем производства, а продажи на местном рынке растут меньшими темпами. Экспансия на региональные рынки стала возможной благодаря увеличению срока годности наших изделий. Именно срок годности является главным ограничителем для реализации продукции в отдаленных от Петербурга городах. Сейчас мы реализуем свои товары уже почти на всей территории России. Но дальше Новосибирска еще не заходили. Других серьезных проблем при работе с регионами у нас нет. Даже если в каком-нибудь городе есть свой хороший производитель, все равно магазины берут нашу продукцию для расширения ассортимента. А мы этим пользуемся", - рассказал менеджер по маркетингу ОАО "Пекарь" Кирилл Марголин. <BR>Растут доли региональных продаж также у "Полюстрово" и Кондитерской фабрики им. К. Самойловой. <BR>"В наших планах - активное участие в региональных выставках. В связи с увеличившейся реализацией нашей продукции за пределы Петербурга и Ленинградской области в отделе маркетинга создан специальный подотдел, который будет работать с регионами", - говорит Сергей Коплан-Дикс, менеджер по маркетингу ЗАО "Кондитерская фабрика им. К. Самойловой". <BR><BR><B>Новые титулы</B><BR>У предприятий, к представителям которых обратился корреспондент "ДП", доля региональных продаж не растет только у ОАО "Парнас-М". Согласно информации Торгового дома "Парнас", она не изменилась. Но это особый случай. Дело в том, что крупнейший на сегодняшний день мясоперерабатывающий комбинат Петербурга в первую очередь должен был занять нишу на местном рынке, которую любезно и очень быстро освобождал в последние годы бывший лидер отрасли - ОАО "Самсон". <BR>В результате объемы продаж "Парнаса" за последние 2-3 года значительно выросли как в Петербурге, так и за его пределами. Следовательно, в экспансии петербургских производителей продуктов питания в регионы участвует и этот мясокомбинат. <BR>Об успехах петербургских предприятий в борьбе за рынки с другими российскими компаниями свидетельствуют данные Министерства сельского хозяйства РФ. По многим видам продовольственных товаров производители Северной столицы теснят своих конкурентов. <BR>С 1998 года в Петербурге стало больше производиться кулинарных изделий (11,93% от общего объема производства пищевой промышленности России за январь - май 2000 года), рыбных консервов (4,64%), хлеба и хлебобулочных изделий (3,82%), макаронных изделий (4,78%), майонеза (6,7%), водки и ликероводочных изделий (1,95%), коньяка (12,56%), шампанского (8,05%), пива (22,02%), безалкогольных напитков (25,57%), муки (4,75%). По этим позициям доля в общем объеме производства российской пищевой промышленности, приходящаяся на предприятия Петербурга, увеличивалась. <BR>Учитывая, что в городе на Неве проживает 3,2% россиян, Петербург можно именовать не только пивной, но и кулинарной, коньячной и лимонадной столицей. <BR><BR><B>Взаимопроникновение</B><BR>Но статистика Минсельхоза свидетельствует не только о достижениях петербургских пищевиков. По некоторым позициям их обходят иногородние конкуренты. Местные производители стали меньше выпускать (опять же в относительных величинах) сельди соленой, цельномолочной продукции, мороженого, кондитерских изделий, маргариновой продукции, колбасных изделий и пищевых концентратов. Это говорит о том, что идет региональная специализация. <BR>"Кондитерская фабрика им. К. Самойловой входит в группу предприятий "Красный Октябрь". Она состоит из 9 производителей, расположенных в различных регионах России. Через них мы продаем свою продукцию, а они через нас - свою. Стараемся реализовывать только то, что сами не производим", - говорит Сергей Коплан-Дикс. <BR>Хотя петербургская пищевая промышленность теряет свои позиции по некоторым видам продуктов питания, она все же растет быстрее, чем российская "пищевка" в целом.<BR><BR> <BR><BR><B>Преодоление препятствий</B><BR>Больше всего производимой продукции петербургские предприятия сбывают на Северо-Западе. На втором месте по потреблению продуктов питания, произведенных в Северной столице, идет Центральный регион. В общем, чем дальше, тем менее заметно присутствие производителей с невских берегов. Это связано с тем, что продукты питания могут испортиться при их перемещении на большие расстояния.<BR>Во время экспансии петербургских предприятий в регионы приходится решать и другие проблемы. Например, при выходе на новые рынки производители из города на Неве сталкиваются с тем, что местные жители имеют свои особенные предпочтения и любимых производителей. Поэтому приходится прилагать определенные усилия, чтобы эти предпочтения изменить. Иногда нужно просто подождать, чтобы потребители сами разобрались, что лучше. А иногда петербургским производителям приходится довольствоваться незначительной долей на каком-нибудь региональном рынке, где присутствуют очень сильные конкуренты в лице местных компаний. <BR>"В некоторых регионах введено лицензирование. Это усложняет продвижение нашей продукции", - осветил еще одну проблему начальник регионального отдела ЗАО "Полюстрово" Алексей Сизов.<BR>"Очень важна поддержка руководителей тех регионов, в которых начинают работать петербургские предприятия пищевой промышленности. Без нее очень сложно закрепиться на новом рынке. Поэтому администрация города ведет переговоры и заключает договоры о сотрудничестве с другими субъектами Федерации", - говорит Ольга Пантелеева, главный специалист управления регионального сотрудничества Комитета по внешним связям администрации Петербурга. <BR>Однако представители предприятий пищевой промышленности Петербурга не видят особой проблемы в действиях или бездействии региональных властей. Если они научились договариваться с петербургскими чиновниками, то почему нельзя это сделать в других городах? <BR><BR><B>Очередное возрождение</B><BR>Тем не менее администрация города настойчиво предлагает свою поддержку. Под ее эгидой создается ассоциация "Сделано в Петербурге". "Движение первоначально было нацелено на то, чтобы петербуржцы покупали продукты питания местного производства. Теперь появились новые задачи. Ассоциация будет помогать предприятиям продвигать свою продукцию на новые рынки. Благодаря объединению усилий легче создавать дистрибьюторские центры, проводить в регионах рекламные акции и маркетинговые исследования, решать логистические задачи", - рассказала Ольга Пантелеева.<BR>Идея хорошая. С этим никто не спорит. В создаваемую ассоциацию записалось около 25 компаний. Однако руководители некоторых предприятий с настороженностью восприняли новые инициативы администрации. Ассоциация то возрождается, то умирает. Нет никаких гарантий, что она станет эффективно функционирующей организацией. <BR>"Мы наблюдаем за тем, как идет создание ассоциации. Просим информировать нас обо всех изменениях. Однако пока не входим в нее. Это - официальная позиция ОАО "Пекарь". Осуществление программ, инициированных чиновниками, приводит к тому, что государство, как правило, садится на шею предприятиям", - высказывает опасения Кирилл Марголин.<BR><BR><B>Готовы наполовину</B><BR>Пока при работе с регионами петербургские производители справляются без поддержки чиновников. Притом успешно. Но если они захотят выйти на рынки Западной Европы, то без содействия родного государства им не обойтись. В страны с так называемым свободным рынком чужих стараются не пускать. Чтобы решить эту проблему, российскому Правительству нужно начинать торговые войны. <BR>Однако пока петербургские производители не очень рвутся на Запад. Они участвуют в международных выставках, незначительные объемы продают за рубеж, но все это выглядит как начало разведывательных действий. Пока и на российском рынке много дел. Ожидается, что потребление некоторых продуктов питания будет расти. Вот когда произойдет насыщение, тогда местные производители всерьез займутся западными рынками.<BR>К тому же перед выходом в Европу нужно накачать мускулы. Например, с нынешними размерами рекламных бюджетов российским предприятиям делать там нечего. А по качеству продукции, ее внешнему виду и цене отечественные предприятия вполне могут закрепиться на рынках экономически развитых государств.