00:0013 сентября 200000:00
41просмотров
00:0013 сентября 2000
В августе 2000 года вышло новое Постановление главного государственного врача РФ №6 "О мерах по усилению госсанэпиднадзора за производством и оборотом спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции".
<BR><BR>В августе 2000 года вышло новое Постановление главного государственного врача РФ №6 "О мерах по усилению госсанэпиднадзора за производством и оборотом спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции".<BR>По замыслу создателей, оно направлено на вытеснение с рынка "левых" спиртосодержащих жидкостей. От того, что суррогатов в продаже станет меньше, выиграет государство, чьи убытки в связи с увеличением количества нелегальной или некачественной продукции, по данным Госдумы, ежегодно составляют 70 млрд руб. Причем 50 млрд из этой суммы - ущерб от неоплаченных акцизов; в 15 млрд оцениваются убытки от смертности по причине алкогольной интоксикации (из расчета 50 тыс. руб. на каждого умершего). Это выгодно и ликероводочным магнатам, у которых производители дешевого денатурированного спирта отбивают малообеспеченных потребителей, которых с каждым годом становится все больше.<BR>Главной же причиной жесткого контроля над всевозможными растворами и эмульсиями, которые употребляет определенный слой населения в качестве алкогольных напитков, является всевозрастающее количество отравлений. <BR>Согласно данным, которые главный государственный санитарный врач РФ приводит в последнем постановлении, за первое полугодие 2000 года было зарегистрировано 15.823 смертельных случая, связанных с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции. Санкт-Петербург в этом документе фигурирует как один из городов с "неблагоприятной" обстановкой. Впрочем, данные эти расходятся со статистикой Токсикологического центра Института скорой помощи им. профессора И.И. Джанелидзе. Как сообщили в центре корреспонденту "ДП", алкогольных интоксикаций в последние годы стало несравнимо меньше, чем 5-10 лет назад. Причем доля отравлений от алкогольных суррогатов центром вообще не фиксируется, так как "из-за дороговизны такая продукция перестала быть проблемой для токсикологии".<BR><BR><B>Хроматограф для геля</B><BR>С 1997 по 1999 год Правительство приняло четыре федеральных закона, пять президентских указов и более 50 постановлений, направленных на ужесточение контроля над рынком алкоголя. В Постановлении от 6 апреля 1999 года №6 "О запрещении производства спиртосодержащей непищевой продукции, предназначенной для использования в качестве гигиенических средств", главный государственный санитарный врач обратил внимание на богатый ассортимент и возросший объем продаж всевозможных гигиенических спиртов, бальзамов, растворов, эмульсий и настоек. Была запрещена реализация подобной продукции без проведения их медико-биологической, токсиколого-гигиенической экспертиз и клинических испытаний. Особенно рьяно Госсанэпиднадзор взялся за борьбу с продажами гигиенических средств в местах торговли продовольственными товарами. Среди продукции, "павшей жертвой" постановления, была и спиртосодержащая жидкость петербургского АО "Садко" "Биопродукт женьшеневый "Троя-1".<BR>Все парфюмерно-косметические фирмы, выпускающие спиртосодержащие жидкости, были обязаны получить регистрационное удостоверение в Министерстве экономики. Далее, как уже писал "ДП" (№25/2000), Приказом от 12 января 2000 года МНС РФ установило, что с 1 марта 2000 года работать со спиртосодержащей продукцией парфюмерно-косметические фирмы смогут, только получив лицензии. Из-за трудностей, которые новый порядок лицензирования добавил производителям косметических средств, ряд малых и средних предприятий (в том числе ЗАО "Камея") приостановили производство продукции, содержащей спирт. Другие перешли на бесспиртовое косметическое производство.<BR>"Понятно желание государства запретить продажи настоящей алкогольной продукции под видом гигиенических средств, - комментирует Ольга Снегирева, генеральный директор фирмы "Химрос", занимающейся производством косметической продукции и бытовой химии. - Но ведь получается так, что, вместо того чтобы создать невыносимые условия подпольщикам, все эти постановления мешают работать нормальным производителям. Правила игры на рынке меняются каждые полгода: мелким и средним производителям просто не хватает сил и средств, чтобы следовать им". <BR>По словам Ольги Снегиревой, лицензия на производство спиртосодержащей продукции по карману только крупным предприятиям. Один только хроматограф - прибор, необходимый для точного измерения содержания спирта в смеси, стоит десятки тысяч долларов, а условия лицензирования подразумевают создание целой метрологической лаборатории. Кроме того, четырехступенчатая проверка, которую фирмам необходимо пройти для получения разрешения на использование спирта, создает дополнительные условия для дачи взяток. Только таким способом можно дать ход производству, на разработку которого было потрачено столько сил и времени. <BR>Генеральный директор "Химроса" считает, что разумнее было бы ввести ограничения на содержание спирта в косметической продукции или разработать порядок лицензирования с учетом возможностей мелких фирм: "Никто не спорит, что нужны ограничения на объем тары или периодические проверки на качество и содержание спирта. Но вначале необходимо дать производителю развернуться, а не убивать еще не начавшееся производство дорогостоящей процедурой лицензирования. Пока мы не можем начать выпуск даже геля для укладки волос, в рецептуре которого также есть небольшое количество спирта".<BR><BR>"Льдинка", "Льдинка", растай...<BR>Даже специалисты Госсанэпиднадзора признают, что больше всего вреда здоровью любителей одеколонов наносит продукция не парфюмерно-косметических фирм (которая, согласно Постановлению Правительства РФ №967 от 27 августа 1999 года, регистрируется в Минздраве РФ), а кустарное производство гигиенических средств. Специалисты Центра Госсанэпиднадзора в Санкт-Петербурге ежемесячно проводят рейды по торговым точкам города, чтобы выявить спиртосодержащие гигиенические средства с большим содержанием алкоголя. Крепость жидкости во флакончиках для гигиенических средств достигает 90 градусов, а на этикетке часто красуется заветное слово "спирт". Особенной популярностью у населения пользуется чудодейственное средство "Льдинка", которое время от времени появляется в ларьках и местах мелкооптовой торговли с маркировкой "средство бытовой химии". Отследить производителей такой продукции сложно, так как никакой информации на этикетке, понятное дело, нет. В большинстве случаев дешевое пойло из технического спирта завозится из Москвы, Перми и других городов России, но недавно было обнаружено подпольное производство и во Всеволожском районе Ленинградской области. <BR>Августовское постановление главного санврача запрещает реализацию спиртосодержащих парфюмерно-косметических изделий, не прошедших регистрацию в установленном порядке, розлив их в тару для пищевых продуктов и алкогольных напитков, а также использование в названиях такой продукции слова "спирт" и его сочетаний.<BR><BR><B>Рост продаж</B><BR>Следующий удар был нанесен по спиртосодержащей продукции, которая в качестве лекарственных средств реализовывалась через аптечные сети. В 1999 году обнаружили, что выделяемые фармацевтической отрасли квоты на этиловый спирт возросли с 3900 декалитров в 1995 году до 4690 декалитров в 1998-м. Особенно популярными у производителей лекарственных препаратов стали всевозможные экстракты и настойки.<BR>"Сотни лекарственных средств содержат спирт как универсальный, достаточно безвредный растворитель, а многие биологически активные вещества вообще извлекаются только при взаимодействии со спиртом, - рассказывает Сергей Некрасов, директор Северо-Западного центра по контролю качества и сертификации лекарств. - Спирт, как известно, входит в состав любых настоек, а большинство из них обладает незаменимыми лечебными свойствами. Полезность таких препаратов доказывается долгими испытаниями, которым подвергается любой спиртовой настой, чтобы быть внесенным в Государственный реестр лекарственных средств".<BR>По словам Сергея Некрасова, от другой спиртосодержащей продукции лекарственный препарат отличается наличием биологически активного вещества, которое в спиртовой среде проявляет лечебное свойство. Чтобы доказать его действие и безопасность для людей, порой уходит несколько лет: ни один производитель алкогольной продукции не тратит столько времени на испытания.<BR>Популярность лекарственных настоек в Петербурге возросла после выхода на рынок в 1997 году "Настойки овса", выпускаемой ОАО "Фармацевтическая фабрика г. Санкт-Петербурга". К декабрю 1997 года доля настойки в общей номенклатуре лекарственных средств, выпускаемых фабрикой, составила 50,8%. Целебное средство, которое, согласно инструкции на упаковке, следует употреблять по 20-25 капель, вскоре стало одним из самых ходовых товаров в аптеках города, что дало толчок к появлению на рынке и других настоек. <BR>В феврале 1999 года ЗАО "Брынцалов-А" сумело утвердить в Минздраве России расфасовку "Настойки боярышника" во флаконы по 0,45 литра. За I квартал 1999 года на предприятиях ЗАО "Брынцалов-А" и ООО "Хант-Холдинг" свыше 90% этилового спирта было израсходовано на производство настойки. Правда, несмотря на получение московского сертификата, в Петербурге "Настойка боярышника" в такой расфасовке популярности не получила и даже были разосланы информационные письма по аптекам с рекомендацией воздержаться от продажи данного продукта. Какими бы замечательными лечебными свойствами препарат ни обладал, в бутылках по пол-литра он становился прежде всего доступным алкогольным напитком. В итоге Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1997 года с 1 ноября 1999 года была запрещена реализация спиртосодержащих лекарственных средств через аптечные сети в таре более 0,1 литра, за исключением внесенных в Государственный реестр лекарственных средств бальзамов и эликсиров, размер тары которых не должен превышать 0,25 литра. <BR>Единственным зарегистрированным в Петербурге производителем подобных эликсиров является ЗАО ФП "Мелиген", продукция которого конкурирует с бальзамами немецкой фирмы Richard Bittner. По словам начальника отдела управления контрактами ЗАО "Генезис" Родиона Колесникова, эти комплексные фитопрепараты никак не являются конкурентами алкогольной продукции из-за своей дороговизны: "Бутылочка такого эликсира стоит дороже любой винно-водочной продукции, так что приобретают ее в основном пенсионеры и женщины, чтобы добавлять в чай или кофе; так сказать, для души. Большую долю товарооборота розничной аптечной сети города по-прежнему составляют настойки". <BR>Среди спиртосодержащей продукции лидером июльских продаж в аптеках города стала "Настойка боярышника" (100 мл) ООО "Росбио", за которой с большим отрывом следует "Настойка овса" (250 мл) Фармфабрики СПб. Самыми популярными из фитопрепаратов стали "Бальзам Биттнера" (500, 250 и 50 мл) и "Эликсир Алтайский" (100 мл) ЗАО ФП "Мелиген".<BR><BR><B>Водку - в массы</B><BR>Одним из последних в этой цепи документов, ужесточающих контроль над производством и реализацией спиртосодержащей продукции, стало Постановление главного государственного санврача РФ от 20 апреля 2000 года №2 "Об усилении госсанэпиднадзора за алкогольной продукцией". На сей раз пристального внимания удостоились сами производители алкогольных напитков. В связи с возросшим объемом производства денатурированных спиртов из пищевого сырья (который, по данным Российского статистического агентства, в январе 2000 года оказался в 12,3 раза больше, чем за аналогичный период в прошлом году) с 1 сентября 2000 года согласование технической документации на производство алкогольной продукции, содержащей лекарственные растения и другие биологически активные компоненты и добавки, вместо региональных органов госсанслужбы будет осуществлять Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России. В данный момент в Москве разрабатывается методика оценки интегральной токсичности алкогольных напитков и рассматривается проект создания головного испытательного центра алкогольной продукции. <BR>"Это замечательное решение, - считает Сергей Некрасов. - Спирт, конечно, является главным токсическим элементом в алкогольных напитках, но именно биологически активные вещества могут потенцировать его вредное воздействие на организм человека". <BR>По мнению начальника лаборатории ЗАО "Ливиз" Инны Никитиной, данное постановление может сократить количество алкогольной продукции с сомнительными ароматизаторами, стабилизаторами и другими добавками, которая заполонила сегодня рынок Петербурга. А технический директор и председатель совета директоров ЗАО "Ливиз" Юрий Никулин считает, что постановление это было принято, скорее всего, для перестраховки. По его словам, рецептуры всех алкогольных напитков, которые производятся на ликероводочных заводах России, разрабатываются и утверждаются во Всероссийском научно-исследовательском институте продуктов брожения, так что особых осложнений тем, кто задумает производить новый продукт, постановление не принесет. Нелегальная же алкогольная продукция, объем которой сегодня на рынке, по некоторым данным, составляет около трети всех реализуемых спиртных напитков, редко содержит биологически активные компоненты: в основном это просто спирт (далеко не всегда пищевой) и вода. Юрий Никулин считает, что отучить население употреблять подобную продукцию практически невозможно: единственный выход из ситуации - повысить уровень жизни людей, чтобы они могли позволить себе покупать качественные алкогольные напитки.(С.Ш.)