00:0012 сентября 200000:00
8просмотров
00:0012 сентября 2000
Транспортный комплекс Петербурга переживает бурный экономический рост. Согласно прогнозам Минтранса, спрос на транспортные услуги будет увеличиваться на 4-5% в год.
<BR><BR>Транспортный комплекс Петербурга переживает бурный экономический рост. Согласно прогнозам Минтранса, спрос на транспортные услуги будет увеличиваться на 4-5% в год.<BR>Повышение спроса вызвано оживлением экономики. Производство промышленной продукции по Петербургу выросло за 7 месяцев 2000 г. на 30%. Для одних предприятий местный рынок оказался тесным, и они устремились в регионы; другие стали получать заказы от иностранных компаний на изготовление трудоемких и энергоемких изделий.<BR><BR><B>Транспортная инфраструктура</B><BR>За 1999 г. международный транзит через Петербург вырос на 4,2%, а доля экспортно-импортных операций возросла с начала текущего года на 5%. При этом произошло замедление темпов роста экспортных операций и увеличение потока импортных товаров. Большая часть международных грузов проходит морским путем. В основном большими партиями экспортируются сырьевые товары: такие грузы экономичнее везти именно водным транспортом. За последние несколько лет грузооборот Петербургского порта увеличился более чем в 1,5 раза. Перевозчики Петербурга уверены, что в ближайшее время они переманят к себе грузопотоки, идущие через страны Балтии и Финляндию.<BR><BR><B>Лидеры и отстающие</B><BR>По данным Петербургкомстата, в первом полугодии 2000 г. транспортными предприятиями Петербурга перевезено 85,4 млн тонн грузов, что на 7,8% больше прошлогоднего показателя. Число убыточных предприятий сократилось на 20%. В отличие от 1999 г., наибольший рост показали предприятия авиационного и водного транспорта. <BR>Объемы перевозок железнодорожных предприятий устойчиво росли даже в период кризиса. Однако износ материально-технической базы и монополия государства способны остановить экономическое чудо на железных дорогах. <BR>Впервые за последние годы отмечен рост объемов и грузооборота автомобильного транспорта, который составил порядка 7%. Доля рынка автомобильных перевозчиков за год увеличилась приблизительно на 10% - в основном из-за снижения конкурентоспособности железнодорожных перевозок, увеличения экспорта в регионы и за рубеж. <BR><BR><B>Резервы есть</B><BR>За 1999 г. объем иностранных инвестиций в транспортный комплекс России упал почти на 40%, опустившись ниже уровня 1997 г. Российские банки пока не слишком активны в финансировании транспортных проектов. Выделяемые из российского бюджета средства направляются в основном на обеспечение безопасности движения, ремонт и реконструкцию имущества, находящегося в федеральной собственности. <BR>Реальным и весьма перспективным источником инвестиций являются средства грузовладельцев. Есть примеры участия нефтяников, угольщиков, лесопромышленников в финансировании транспортных проектов. <BR>Например, строительство нефтяными компаниями танкеров для работы в Арктике. <BR>В порту Петербурга реализуется проект терминала по обработке минеральных удобрений стоимостью около $60 млн. В нем принимают участие порт, морская администрация, городские власти, грузовладельцы и частные инвесторы.<BR><BR><B>Новые возможности</B><BR>В автомобильных, водных и воздушных перевозках развивается здоровая конкуренция. Более 90% объема транспортной деятельности выполняется негосударственными организациями. Авиационные и морские порты получают деньги от отечественных и зарубежных перевозчиков, которые используют их мощности. Возросший спрос на автомобильные перевозки привел к тому, что многие фирмы приобретают собственный автомобильный транспорт.<BR>Возможно, в скором времени транспортные фирмы вложат средства в вагоны и паровозы. Это смогут сделать только крупные компании, т.е. проработавшие на этом рынке не один год и имеющие хорошую репутацию, клиентов, знающие потребности рынка и т.д. <BR>В результате оживится конкурентная среда, появятся средства на обеспечение безопасности движения и развитие инфраструктуры железной дороги.(Ал.С.)