00:0005 сентября 200000:00
116просмотров
00:0005 сентября 2000
Еще пару лет назад появление современной компакт-верфи на территории судостроительного завода "Северная верфь" казалось нереальным. Однако шансов на реализацию проекта "Верфи Санкт-Петербурга" в его первоначальном виде по-прежнему немного.
<BR><BR>Еще пару лет назад появление современной компакт-верфи на территории судостроительного завода "Северная верфь" казалось нереальным. Однако шансов на реализацию проекта "Верфи Санкт-Петербурга" в его первоначальном виде по-прежнему немного. <BR>Идея слияния крупнейших судостроительных предприятий города возникла очень давно. По словам генерального директора ОАО "Балтийский завод" Олега Шуляковского, впервые разговоры об объединении велись еще при Николае II. Затем предложения интеграции крупного судостроительного производства звучали в советские времена, когда руководители страны смело тратили миллиарды рублей на осуществление сомнительных проектов. "Идею условно одобрили, но денег на претворение ее в жизнь так и не выделили. Тогда посчитали, что затраты слишком велики", - припомнил Олег Шуляковский. <BR>В новейшей истории группа ОНЭКСИМ пыталась установить контроль над ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" (СВ) и Балтийским заводом (БЗ), а затем объединить их под крышей единой компании. Впоследствии к ним должно было присоединиться государственное предприятие "Адмиралтейские верфи". Была создана даже компания ЗАО "Объединенные Балтийские верфи" (ОБВ).<BR>Контроль над двумя предприятиями установить так и не удалось. Компания "ОБВ" прекратила свое существование, а группа ОНЭКСИМ свой пакет акций Балтийского завода продала.<BR><BR><B>Освобождение территорий</B><BR>Во второй половине 1997 года вместо ОБВ появляется проект "Верфи Санкт-Петербурга". Словосочетание "объединенные верфи" потенциальные участники создания нового судостроительного предприятия стараются не использовать. Чтобы не упоминать лишний раз о потери чьей-то самостоятельности. Однако суть проекта остается прежней: три крупнейших предприятия отрасли (ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь", ГП "Адмиралтейские верфи" и ОАО "Балтийский завод") фактически сливаются в одно.<BR>Согласно проекту, на территории СВ площадью 42 га строится современная компакт-верфь. Она сможет обрабатывать до 100 тыс. т металла ежегодно. Это соответствует мощности трех объединяемых предприятий. Сейчас крупнейшие верфи города обрабатывают только 30 тыс. т металла в год. Однако предполагается, что новый судостроительный комплекс будет способен значительно увеличить загрузку, так как его конкурентоспособность будет выше, чем у трех отдельных заводов. <BR>В результате сооружения компакт-верфи под развитие города в центральной его части освободится около 120 га. От производственных площадей очистится часть Васильевского острова, занимаемая Балтийским заводом, а также островов Новоадмиралтейский и Матисов, на которых расположена большая часть территории ГП "Адмиралтейские верфи". Сохранит свое расположение только лодочное производство, занимающее около четверти производственных площадей этого предприятия.<BR> <BR><BR><B>Догоним Европу и Азию</B><BR>На новой верфи, согласно утверждению разработчиков проекта, можно строить надводные суда любого класса, вплоть до ледоколов водоизмещением 150 тыс. т и выше. Правда, как такового проекта еще нет. А то, что есть, правильнее назвать инвестиционным предложением. Его подготовил Центральный научно-исследовательский институт технологии судостроения (ЦНИИ ТС). Детальный проект будет создан после достижения согласия между собственниками объединяемых предприятий и решения Правительства РФ о реальной поддержке строительства новой верфи. Однако, как считает генеральный директор ЦНИИ ТС Владимир Горбач, выгоды от реализации проекта очевидны уже сейчас. <BR>"Вместо разбросанного на больших территориях оборудования, которое устарело морально и физически, появится компактное современное сборочное производство. В результате производительность на одного работающего вырастет в несколько раз. Кроме того, сократятся издержки, которые сейчас очень велики из-за слишком протяженного технологического маршрута, по которому движутся по территории предприятий грузопотоки металлоконструкций и узлов.<BR>Строительство нового судостроительного комплекса позволит ликвидировать отставания петербургских судостроителей в 12-15 лет от лучших верфей Европы и Юго-Восточной Азии по продолжительности и трудоемкости постройки судов. При этом осуществление проекта не будет препятствовать выполнению имеющихся заказов объединяемых предприятий. В случае реализации проекта значительно улучшится экологическая обстановка в городе и регионе Балтийского моря.<BR>По предварительным расчетам, на создание компакт-верфи потребуется около $500 млн, а на освоение освободившихся территорий - около $1 млрд", - рассказал глава ЦНИИ ТС.<BR><BR><B>Новые надежды</B><BR>Со дня появления проекта "Верфи Санкт-Петербурга" дальше разговоров и подготовки инвестиционного предложения дело так и не идет. Чехарда в высших эшелонах власти, финансовый кризис, смена собственников на предприятиях - все это препятствовало осуществлению задуманного. К тому же требовались достаточно крупные вложения. А откуда могут появиться деньги, было не ясно. <BR>Сейчас обстоятельства для реализации проекта более благоприятны. На ближайшие годы определился лидер страны. Команда Президента, скорее всего, существенно меняться не будет. Поэтому времени на ознакомление с сутью проекта новых людей в Правительстве РФ не потребуется. Таким образом, надежды на реальную поддержку государства, без которой подобные проекты не осуществимы, стали более обоснованными. Тем более что за создание компакт-верфи выступили губернатор Петербурга Владимир Яковлев, вице-премьер российского Правительства Илья Клебанов и даже Президент России Владимир Путин. <BR>Вероятность появления $500 млн на строительство компакт-верфи значительно выше, чем год назад. Инвестиционная привлекательность Петербурга немного повысилась. К тому же доходы судостроительных предприятий в результате выполнения крупных экспортных заказов за последние годы значительно выросли. Планируется, что около $200 млн должны вложить акционеры компакт-верфи. Со своими долями в новое предприятие войдет тройка ведущих судостроительных компаний города. <BR>"Сейчас заводы модернизируют свое производство. Однако закупаемое новое оборудование при строительстве компакт-верфи не пропадет. Его демонтируют и установят в новом комплексе. При этом денежных вложений в создание новой верфи потребуется меньше - примерно на стоимость перемещаемого оборудования. Да и для государства вложить пару сотен миллионов долларов в создание конкурентоспособного судостроительного комплекса - не так много. Ведь строительство растянется по крайней мере на 3 года. Кроме того, можно под гарантии Правительства РФ привлечь кредиты из-за рубежа. Так что проблему нахождения источников инвестиций решить можно", - оптимистично говорит Владимир Горбач.<BR><BR><B>Длинные деньги</B><BR>Обстоятельства изменяются к лучшему. Однако по-прежнему существуют серьезные препятствия реализации проекта. Требуемые инвестиции все же очень велики для российской экономики. Вряд ли в ближайшие годы в федеральном бюджете будет предусмотрено финансирование строительства судостроительного комплекса в Петербурге. На сторонних инвесторов также надежд немного. Хотя объем инвестиций в экономику города растет, большинство вложений осуществляется с расчетом на небольшой срок окупаемости (в среднем не более 1-2 лет). Следовательно, условия для долгосрочных инвестиций в городе на Неве еще не созданы. А новая верфь окупится не ранее чем через 7 лет своей работы. Поэтому к 2003 году, как запланировано, новый судостроительный комплекс может не появиться. <BR>Еще более нереалистично выглядит то, что освободившиеся земельные участки будут раскупать инвесторы под строительство делового центра международного значения с гостиницами, офисами, банками, выставочными комплексами, музеями и причалами для приема круизных судов. Можно вспомнить, например, что потребность в строительстве отелей среднего уровня существует уже несколько лет. Однако наплыва инвесторов, желающих вкладывать деньги в гостиничный комплекс Северной столицы, не наблюдается. <BR>Проблема поиска источников финансирования может задержать строительство судостроительного комплекса на некоторое время, но самым серьезным препятствием является возможное противодействие осуществлению проекта крупных собственников и руководителей судостроительных предприятий. Если "Адмиралтейские верфи", как государственное предприятие, подчинятся решению Правительства, то акционеры и собственники двух других крупнейших предприятий отрасли могут не договориться. Из-за этого проект в первоначальном виде не будет реализован вообще.<BR><BR>Второе РАО "ВСМ"<BR>В настоящий момент против "Верфей Санкт-Петербурга" в категоричной форме выступает руководитель и крупнейший собственник Балтийского завода Олег Шуляковский: "Согласно проекту, на "Верфях Санкт-Петербурга" могут строиться только коммерческие суда. Ни одна верфь в мире не специализируется на строительстве военных кораблей и гражданских судов одновременно. <BR>Только для дозагрузки мощностей предприятия, работающие по заказам военно-морских флотов, заключают договоры с гражданскими судовладельцами. Сборка различных типов судов предполагает совершенно разные технологии. Если строительство гражданского судна это - прежде всего обработка металла, то при создании военного корабля преобладают монтажные работы. <BR>Наш завод всегда был и остается военным. Поэтому мы никак не можем участвовать в создании компакт-верфи. А производительность труда можем повысить самостоятельно. И уже повышаем - в несколко раз. Ведь главная причина низкой производительности не в устаревших технологиях, а в низкой загрузке производственных мощностей". <BR>"Компакт-верфь не сможет строить суда ледокольного класса. А отказываться от этого вида деятельности мы не собираемся", - вторит своему шефу заместитель генерального директора ОАО "Балтийский завод" Юрий Рыбальченко. <BR>Олег Шуляковский к тому же назвал "Верфи Санкт-Петербурга" вторым РАО "ВСМ". По его словам, догнать японские и южнокорейские верфи в области массового строительства относительно недорогих гражданских судов невозможно. "Наша ниша - сборка специализированных судов со сложными монтажными работами. Проект "Верфи Санкт-Петербурга" не будет окупаем. Да и денег на его осуществление никто не даст", - уверяет глава Балтийского завода. - А если "Северной верфи" все же удастся построить компакт-верфь, то мы поднимем лапки кверху". <BR>Главный инженер "Северной верфи" Юрий Таратонов и представители ЦНИИ ТС не согласны с утверждениями Олега Шуляковского по поводу невозможности строительства на компакт-верфи надводных судов любого класса. <BR>Корреспондент "ДП" обратился за разъяснениями в организацию, интересы которой данным проектом не затрагиваются. В вопросе не было упоминания "Верфей Санкт-Петербурга". "Во всем мире от специализации давно отошли. На одной верфи строятся как гражданские суда, так и военные корабли. Работая только на военных заказах, не сможет выжить ни одно судостроительное предприятие. Значительных различий в технологии их сборки не существует", - рассказал специалист одного из предприятий судостроительной отрасли Петербурга. После того как он узнал, что оппонирует Олегу Шуляковскому, пожелал быть неназванным, так как не хочет ссориться с одним из партнеров. <BR>Специалисты также говорят, что создание сборочного производства по образу и подобию южнокорейских верфей в России вряд ли оправданно: "У нас нет рыночной культуры. Постоянно возникают проблемы с поставщиками. Поэтому по скорости и себестоимости мы не сможет конкурировать с зарубежными компаниями даже при установке на новой верфи самого современного оборудования. Наши предприятия пока могут специализироваться лишь на выполнении спецзаказов". <BR>Тем не менее, даже если в России невозможно создать конкурентоспособную массовую сборку судов, сама идея объединения остается актуальной. <BR><BR>Куда дунет ветер?<BR>Скорее всего, Олега Шуляковского, как руководителя и собственника предприятия, просто не устраивает роль, предлагаемая ему другими участниками планируемого объединения. А удовлетворение его амбиций вряд ли соответствует интересам генерального директора Валерия Венкова и собственников "Северной верфи". <BR>Эту версию подтверждает и то, что несколько лет назад Олег Шуляковский активно участвовал в попытках объединить верфи. Он даже некоторое время возглавлял ЗАО "Объединенные Балтийские верфи". Об этом в беседе с корреспондентом "ДП" нынешний противник проекта не упоминал.<BR>Ситуация с тех пор изменилась - Олег Шуляковский стал крупнейшим собственником возглавляемого предприятия, а инициатива в попытках создания единой верфи перешла от "Балтийского" к "Северной верфи", которая значительно усилила свои позиции в последние 2 года. <BR>Таким образом, участие одного из судостроительных предприятий в создании компакт-верфи под большим вопросом. Пока предполагается, что Правительство РФ будет рассматривать проект с участием всех трех предприятий. Однако вероятней выглядит слияние только двух - СВ и "Адмиралтейских верфей". <BR>Эти две компании уже подписали соглашение. В нем оговорено совместное строительство нового корпусообрабатывающего цеха мощностью 50 тыс. т металлопроката в год (половина предусмотренной проектом ЦНИИ ТС мощности). Также "Северная верфь" намерена построить дополнительный пролет сборочно-сварочного цеха. Эти работы можно считать начальным этапом создания единой верфи. <BR>Не исключено, что Олег Шуляковский вновь изменит свою позицию. Этот вариант развития событий возможен, если, например, Владимир Путин, ратующий за повышение конкурентоспособности российского судостроения, решит каким-либо образом надавить на строптивого директора и собственника. <BR>Например, прокуратура может вновь поднять вопрос о сомнительности (с точки зрения соблюдения российских законов) приобретения крупного пакета акций БЗ подконтрольными Олегу Шуляковскому фирмами. После двух прокурорских проверок и проверки Главного контрольного управления Президента РФ того, как предприятие распоряжалось деньгами, предназначенными для выполнения межгосударственного контракта (см. "ДП" №13,120/99), ему удалось избежать каких-либо явно невыгодных для себя решений государственных органов. Сейчас, при новом Президенте, владеющем большим, чем прежний руководитель страны, количеством приемов, с помощью которых достигается нужный результат, итоги расследований могут быть иными.