00:0021 августа 200000:00
45просмотров
00:0021 августа 2000
Веселый, но малорентабельный. Большой, но не стационарный. Подкидывает вверх и тут же бросает вниз. Это далеко не все, что можно сказать о петербургском бизнесе аттракционов.
<BR><BR>Веселый, но малорентабельный. Большой, но не стационарный. Подкидывает вверх и тут же бросает вниз. Это далеко не все, что можно сказать о петербургском бизнесе аттракционов. <BR>Бизнес аттракционов традиционно держится на трех китах. Прежде всего это различные "машинки": от мини-каров и электрических автодромов до всевозможных виртуальных симуляторов. Затем идут остросюжетные истории, в которых могут быть задействованы аттракционы типа "американских горок" или "тарзана". И, наконец, игры для детей младшего школьного возраста - от батута до карусели легкой степени головокружительности. В оживленном месте Петербурга при нормальном стечении обстоятельств небольшой центр из "трех китов" может приносить 7-10 тыс. рублей в день. Один аттракцион средней сложности стоит не меньше $60-80 тыс., и, по расчетам специалистов, эта сумма вернется не раньше, чем через 6 лет. Если, конечно же, "экономика будет экономной", деторождаемость не снизится, а количество солнечных дней не уменьшится. <BR><BR><B>Виды на жительство</B><BR>В Петербурге все уличные аттракционы делятся на коммерческие и государственные, которые принадлежат ГП "Ленаттракцион" и нескольким городским паркам. Как правило, все они живут на "старых дрожжах", вспоминая лучшие времена - 50-60-е годы. Несмотря на отдельные попытки подновить старые аттракционы (к примеру, этой весной на покраску колеса обозрения в ЦПКиО "Ленаттракцион" потратил 57 тыс. руб.), более привлекательными они от этого не становятся.<BR>Коммерческие проекты представляют собой как отдельные аттракционы (от площадок картинга до батутов и "тарзанов"), так и различные центры. Сегодня самыми любимыми народом забавами являются центры виртуальных развлечений, количество которых в Петербурге постепенно растет. Средняя стоимость оборудования в каждом из них около $1 млн. А вот популярность Луна-парков постепенно падает. <BR><BR><B>Луна-парк </B><BR>Этим летом в Петербурге работало всего три Луна-парка. С каждым годом их становится все меньше и меньше. "Если до кризиса в России было около 28 Луна-парков, то в прошлом году - всего 11", - вспоминает Станислав Зелинка, директор Луна-парка у станции метро "Горьковская". Но лучше всего чешским аттракционам жилось в советское время, когда "американские горки" и "пещеры страха" собирали толпы любителей острых ощущений, а кегельбаны - юных поклонников дефицитных жвачек и леденцов с красителями. <BR>Станислав Зелинка - владелец Луна-парков в восьмом поколении. Родился он в вагончике и точно так же, как и все его предшественники, Станислав не может точно сформулировать, что такое Луна-парк.<BR>"В Чехии, да и в большинстве европейских стран, аттракционы традиционно являются семейным бизнесом, то есть образом жизни, - рассказывает Станислав. - При низкой рентабельности предприятия приятное сочетать с полезным - лучший выход из положения. Например, в этом сезоне я выходил за пределы городка аттракционов всего несколько раз! Все остальное время - работа: от включения машинок на автодроме до профилактики механизмов. Мы обслуживаем аттракционы с раннего утра и до позднего вечера. Но я буду очень удивлен, если Луна-парки и другие аналогичные развлечения продержатся еще 50 лет. Мир развлечений меняется. И виртуальные, более компактные и безопасные аттракционы рано или поздно придут на наше место. Так же, как экстремальные развлечения в свое время вытеснили классические карусели". <BR><BR><B>Пуп земли </B><BR>Для того чтобы образ жизни стал доходным, специалисты называют несколько факторов: аттракционы должны быть мобильными, крытыми (шатром, навесом и пр.), находиться в оживленном, специально отведенном месте. Как, например, в Александровском парке, где с годами собралось несколько фирм - владельцев как отдельных аттракционов, так и целых комплексов. <BR>По словам генерального директора "Картинг-клуба" Александра Зиновьева, центр развлечений должен обслуживать и детскую, и взрослую аудиторию, оптимальная пропорция аттракционов для тех и других - 2:1. Последний из крупных инвестиционных проектов по созданию подобного комплекса - гигантского Луна-парка, предпринятый швейцарской компанией ARTEV AG и администрацией города, был заморожен после кризиса. "Если бы что-то подобное построили, - говорит Александр Зиновьев, - петербуржцам не приходилось бы ездить в Финляндию или же в московский парк Горького. Сегодня мы с Московским парком Победы обсуждаем инвестиционный проект по созданию крытого комплексного центра развлечения. Проект находится на стадии согласования с КГИОП. Исходя из данных, предоставленных парком Горького, я думаю, что такой центр может окупиться через несколько лет". <BR>За границей огромные парки развлечений давно уже стали привычной чертой городских ландшафтов. Как правило, в городе находится один такой центр, куда стекаются паломники со всех окраин. Такие центры используют несколько уже проверенных хитов, добавляя к ним ежегодные новинки. "Это оказывает свое маркетинговое воздействие: о новых аттракционах всегда пишет пресса", - сообщил генеральный директор стокгольмского парка Tivol Ульф Ларсен. <BR>Однако не факт, что развлекательные монстры способны собирать "огромные залы" в нашем городе. По наблюдению Станислава Зелинки, 90% посетителей аттракционов приезжают на метро, а не на машинах: "Горожане экономически и психологически не готовы к тому, чтобы отправляться "за приключениями" на другой конец города. Сегодня нужны аттракционы районного масштаба".<BR><BR><B>Один в поле</B><BR>Если обладатель всего одного аттракциона и проигрывает владельцу комплекса, то не во всем. <BR>В ЦПКиО стоит аттракцион "Седьмое небо", его технологию придумал местный кулибин Александр Коженков. "5 лет назад, когда лежал в больнице после инфаркта, я увидел по телевизору "тарзан". Узнав от врача, что адреналин является хорошей профилактикой различных болезней, я решил спроектировать "тарзан наоборот", то есть некую катапульту. Я продал свой грузовик и легковой автомобиль, занял деньги - и, вложив в общей сложности $20 тыс., купил подъемный кран, придумал специальную рецептуру резины и построил "Седьмое небо" на правах частного предпринимателя. Аттракцион до сих пор не окупился. Однако количество эмоций, которые я получаю от посетителей, с лихвой искупает все затраты!" (Н.У.)<BR><BR><BR>