00:0002 августа 200000:00
105просмотров
00:0002 августа 2000
Владельцы мировых брэндов бытовой техники расширяют присутствие на Северо-Западе России, разворачивая здесь сборочное производство.
<BR><BR>Владельцы мировых брэндов бытовой техники расширяют присутствие на Северо-Западе России, разворачивая здесь сборочное производство. <BR>К этому их подталкивает изменившаяся ситуация в России. Она стала как для инвесторов, так и для продавцов более прозрачной, чем была до кризиса 1998 года. <BR>Дилеры импортной техники уверены, что это положительно скажется на их прибылях, так как западные производители, организовав здесь производство, смогут предложить более выгодные условия сотрудничества, к тому же их продукция более желанна, чем дешевые бытовые приборы отечественного производства. <BR>В Петербурге сборкой крупной бытовой техники занимается ООО "Мойдодыр Мастер". В августе 1998 г. эта фирма открыла сборочное производство электроплит итальянской марки Bompani. Этот небольшой проект благополучно пережил кризис и продолжает расширять количество выпускаемых модификаций плит.<BR>Также в начале кризиса 1998 года шведская компания Electrolux (владеющая также марками Zanussi и AEG) начала переговоры с российскими регионами о строительстве сборочного завода. За 2 года компания перебрала варианты, предложенные ей в Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Петербурге и Ленобласти. Вполне возможно, что сборочное производство стиральных машин и холодильников будет создано в промзоне Горелово или Гатчине. Предполагается, что завод будет построен за 2-3 года и размер инвестиций составит не один миллион долларов США.<BR>Итальянская компания Merloni Elettrodomestici spa менее года назад приобрела завод по производству холодильников марки Stinol, что поставило ее в более выгодное положение, чем конкурентов. Итальянцы решили на этом не останавливаться. В апреле этого года руководители Merloni заявили о подготовке проекта по производству стиральных машин в России. Возможно также, что Matsushita Electric Industrial Co. (владеющая марками Panasonic, Technics, National) откроет производство в Ленинградской области, во всяком случае они уже вели переговоры c чиновниками областного правительства.<BR><BR><B>Что манит их</B><BR>Намерение иностранных производителей вкладывать деньги в российское производство можно объяснить следующими причинами: увеличением платежеспособности населения на фоне стабилизации экономической ситуации в стране, желанием сделать продукцию более конкурентоспособной с точки зрения цены. К тому же, открыв производство внутри страны, они смогут обойти таможенные барьеры, получить территориальное преимущество в регионе и использовать недорогие людские и энергетические ресурсы. Вкладывая деньги в уже существующие предприятия, западные компании рассчитывают приобрести не только контроль над ним, но и долю рынка. Кроме всего прочего, географическое положение Ленинградской области весьма привлекательно наличием границ со странами Европейского союза.<BR>По сравнению с 1999 г. в Петербурге рынок бытовой техники "склонился" в сторону иностранных марок (см. диаграмму 1). "Очевидно, что рынок расширяется, при этом петербургский потребитель стал уделять больше внимания качеству, сервису и новым разработкам", - говорит Илья Гамов, начальник отдела маркетинга и рекламы ЗАО "Алеко". <BR><BR><B>Ответный ход</B><BR>Российские промышленники стараются не отставать. Такие монстры отечественной промышленности, как "Газмаш", "Дзержинскхиммаш", наращивают обороты и выходят на рынки других регионов страны. Пытаются расширить долю рынка марки стиральных машин "Вятка", "Ока", "Урал" и "Малютка".<BR>В 1998 г. Россия и Белоруссия объединили усилия для создания телетехники и начали совместную программу "Союзный телевизор". Массовое производство "союзных" телевизоров должно начаться в 2000 году и выпускаться в Москве ("Рубин-Союз"), в Великом Новгороде ("Садко-Союз") и Минске ("Горизонт-Союз"). Среди прочих участниками программы являются ЗАО "Завод имени Козицкого", ПО "Витязь". Конечная цель программы - наладить выпуск телевизоров, которые будут конкурентоспособны с дешевыми импортными моделями, а также установить контроль над 30% рынка телетехники стран СНГ. Для этого предполагается вложить $70 млн в отрасль и смежные с ней производства.<BR><BR><B>Вопрос цены</B><BR>Несмотря на то что продукция российских производителей дешевле импортной, потребитель не горит желанием отдавать за нее деньги. По мнению петербургских продавцов, фактор цены при выборе продукта не играет решающей роли. Исключением можно считать только холодильники. "Из общего числа продаваемых холодильников доля отечественных порядка 70%", - говорит Евгений Каратушин, директор розничной сети ЗАО "Компания "Симтекс".<BR>Фактор цены позволил российским и белорусским холодильникам удерживать лидирующие позиции. Но по электронным приборам ситуация иная. Например, электроника Samsung позиционируется в группе дешевых импортных товаров. Их телевизоры дороже отечественных примерно на 100-300 руб., что, учитывая цену телевизора, несущественно.<BR><BR><BR><B>Откуда начинается бизнес</B><BR>"Наши производители не занимаются дилерами. Просто отгружают с завода продукцию, и их не интересует, что с ней дальше происходит. При этом рентабельность нашей продукции очень низкая, и организовать какой-либо дополнительный сервис очень проблематично", - говорит Евгений Каратушин. <BR>Конкуренция становится более жесткой, и производителям российских марок белой техники придется всерьез задуматься о создании каналов сбыта и организации работы с ними. Подумать, как лучше доставлять товар продавцам, какой необходим сервис. Для продавцов в первую очередь важен оборот, то есть скорость обращения капитала. Вот почему 80-90% ассортимента магазинов бытовой техники отдано импортным маркам.<BR>Иностранцы не жалеют денег и применяют агрессивный маркетинг, оказывая своим продавцам рекламную поддержку. Маркетинговая компания "Комкон-СПб" в мае-июне 2000 г. подтвердила, что массированная атака Samsung принесла плоды: петербуржцы из всех иностранных марок бытовой электроники чаще приобретают технику этой корейской фирмы.(Ал.С.<BR>