Русский сувенир обходится туристу слишком дорого

Если гражданину Германии или Финляндии приглянулась в Петербурге матрешка или некий кусочек российского пейзажа на бересте, это совсем не значит, что турист спокойно привезет домой симпатичный сувенир.

<BR><BR>Если гражданину Германии или Финляндии приглянулась в Петербурге матрешка или некий кусочек российского пейзажа на бересте, это совсем не значит, что турист спокойно привезет домой симпатичный сувенир.<BR>Грозное око таможни зорко следит за соблюдением иностранными туристами Закона РФ 1993 г. "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Незадачливый турист, купивший на Невском за пару сотен любое изделие народных промыслов, на таможне может оказаться преступником, незаконно вывозящим за рубеж национальные святыни.<BR>Андрей Лещинской, руководитель Территориального управления Министерства культуры России по сохранению культурных ценностей в Петербурге и Ленинградской области, еще в начале июля отказался проводить экспертизу вывозимых "культурных ценностей" и вместо этого начал готовить научно-практическую конференцию под названием "Культура в багаже туриста", которая состоится в октябре.<BR>На встрече с журналистами, посвященной предстоящему событию, Андрей Лещинский не только рассказал о конфликтах, которые происходят на таможне, но и продемонстрировал несколько предметов "культуры", за вывоз которых поплатились иностранные туристы. К "культурным ценностям" (в виде антиквариата) были отнесены три старые паяльные лампы, два произведения живописного ремесла, которые никто в здравом уме не назовет искусством, и... ржавые гвозди.<BR><BR><B>Рыночная стоимость без нормативов</B><BR>Закон "О ввозе и вывозе культурных ценностей" имеет существенный изъян: в нем не дано определение самому предмету "культурная ценность". Если соблюдать закон, то любой предмет культурного назначения, купленный туристом, должен быть предъявлен в Управление по сохранению культурных ценностей. И не за два часа до отлета, а за несколько дней, чтобы у сотрудников было время на проведение экспертизы, поиски автора или его наследников, получение их разрешения на вывоз из России "шедевра" усопшего. Где проходит граница между произведением искусства, кичем и художественным промыслом - неизвестно, закон по этому поводу безмолвствует.<BR>Таможенный сбор, который взимается за вывозимые "культурные ценности", должен определяться неким процентом от реальной рыночной стоимости. Кто и по какой методике должен эту стоимость определять, не может сказать даже сам Андрей Лещинский, выучивший за 3 года своей работы вышеозначенный закон наизусть. Поэтому сборы, взимаемые таможней сегодня, имеют очень сомнительную юридическую основу.<BR><BR><B>Надо знать, что и как охранять</B><BR>По мнению Андрея Лещинского, существующая в России система вывоза и ввоза культурных ценностей исключительно сложна и часто распространяется на те предметы, которые не имеют даже близкого отношения к искусству. А самое главное - она гарантирует любому иностранцу нервотрепку, потерю времени и денег при пересечении границы с сувениром, за который он уже заплатил собственные деньги.<BR>Как считает Андрей Лещинский, эти действия наносят ущерб репутации Петербурга и всей России, отвращают туристов от дальнейших посещений страны.<BR>Кроме того, существующая система практически полностью разрушила легальный рынок произведений искусства. Занимаясь крохоборством на таможне, Россия теряет колоссальные средства от легального оборота культурных ценностей.<BR>Все это станет предметом дискуссии на конференции "Культура в багаже туриста". Она будет проводиться при поддержке Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) и Комитета по культуре администрации Петербурга.