00:0019 июля 200000:00
14просмотров
00:0019 июля 2000
М униципальные советы, несмотря на узкий круг полномочий, в сравнении с Законодательным собранием становятся все более привлекательными для предпринимателей. Властные полномочия помогают лоббировать свои интересы, получать информацию, вести диалог с чинов
<BR>М униципальные советы, несмотря на узкий круг полномочий, в сравнении с Законодательным собранием становятся все более привлекательными для предпринимателей. Властные полномочия помогают лоббировать свои интересы, получать информацию, вести диалог с чиновниками всех уровней. Для желающих начать политическую карьеру выборы в депутаты муниципального совета могут стать первым шагом на пути к олимпу. Чтобы попасть в Законодательное собрание Петербурга (ЗакС) одних денег мало. Требуются грамотная тактика избирательной борьбы и публичная известность. Последнюю можно создать, поработав в ранге депутата местного совета. При этом кресло в муниципальном совете стоит фактически "копейки". Низкая явка избирателей на выборах 25 июня, в среднем 7%, и отсутствие барьера явки избирателей приводили к тому, что победа достигалась набором нескольких сотен голосов. Сумма затрат не превышала $1000. "Продвинутые" политические технологии позволяли значительно снизить предвыборные расходы. Одной из самых популярных "фишек" стала апелляция к лидеру, известному в городе. Для этих целей в Петербурге были созданы блоки: Оксаны Дмитриевой, Севенарда - Назарова, Нилова и другие. Другая технология использовала массовое досрочное голосование. Побеждал тот, кто сумел привести на участок как можно больше людей. Для достижения целей использовались как агитация, так и прямой подкуп. И если розничная цена одного голоса уровня ЗакСа достигала 50 рублей, то "муниципальные" голоса едва доходили до планки в 20 рублей. Учитывая, что на июньских выборах в среднем по городу нужно было набрать 100-200 голосов, нетрудно подсчитать искомую сумму. Еще один, все еще действующий и экономичный способ, касается административно-командных методов. Его использовали некоторые кандидаты, в чьих округах располагались военные части или училища.Дмитрий Першин, <BR>глава муниципального совета м.о. №6, бывший генеральный директор транспортной компании:<BR>"Коммерсант, попадающий в муниципальный совет и при этом продолжающий свою предпринимательскую деятельность, получает исключительные возможности, без особенных усилий задействуя весь механизм власти. Он имеет право участвовать в самых различных комиссиях - по транспорту, торговле, недвижимости; лоббировать - в том числе и свои - интересы, которые могут касаться прокладывания трассы, появления автозаправок, новых торговых точек или же благоустройства района. По вопросам выделения помещений и торговли мнение муниципального совета может стать решающим. Соответственно, с просьбами коммерсанта с депутатским мандатом всегда будут считаться, поскольку у него совершенно другой статус. Этот статус может быть полезен не только для него лично, но и для бизнеса в целом: бизнесмен-депутат сможет адекватно оценить проблему предпринимателя и быстро ее решить, сократив возможные бюрократические проволочки. <BR>Однако, будучи предпринимателем, стать депутатом достаточно трудно: подготовительная работа отнимает много денег и времени, которые дадут о себе знать не ранее чем через полгода. Кроме того, не все бизнесмены информированы о возможностях такого ресурса. Многие задачи, с которыми они сталкиваются, можно решить и с помощью менее затратных рычагов: выстраивая отношения с местной властью и муниципалитетом, участвуя в социальных программах и получая в ответ различные льготы".<BR><BR>Михаил Горный, <BR>исполнительный директор Санкт-Петербургского политологического центра "Стратегия":<BR>"Я считаю, что при Яковлеве местное самоуправление не получит реальных полномочий, что, по-видимому, устраивает и нынешний состав ЗакСа. Когда я был личным советником Яковлева по вопросам местного самоуправления, мы обсуждали с ним проблему того, что муниципальные образования (м.о.), в отличие от районов, не имеют возможностей управления. Прежде всего - из-за отсутствующей инфраструктуры и законодательной базы. И то, что муниципальные образования появились, является следствием желания сохранить централизацию городской власти. Если во всем мире местное самоуправление ведает делами благоустройства, социальной защиты, образования и привлечения инвестиций, что имеет прямое отношение к бизнесу, то в России, и в большей степени в Петербурге, законодательство составлено так, что благоустройством м.о. могут заниматься только частично, ЖКХ - не могут вовсе, а из социальных проблем занимаются только опекой и попечительством. Закона о муниципальном заказе нет. Нет и нормального бюджета: только 2% бюджета Петербурга приходятся на м.о. В итоге, насколько мне известно, бизнесмены предпочитают напрямую обращаться к Законодательному собранию, исключая лишние звенья и лишние взятки". <BR><BR>Михаил Бодров, <BR>депутат муниципального совета, генеральный директор предприятия "Компакт":<BR>"Все зависит от того, будет ли депутат использовать свою власть. Но, в принципе, у него появляются все основания для этого. Если вы хотите знать, какие именно, почитайте сами права и обязанности депутата. Дело в том, что руководитель компании обязан развивать свое предприятие, ограждая его от различных проблем. И депутатский мандат - это вторая из законных возможностей делать это, после необходимости хорошо работать". <BR><BR>Петр Быстров, <BR>заведующий отделом политического консалтинга и анализа Санкт-Петербургского политологического центра "Стратегия":<BR>"Несмотря на то что многие уверены в полезности "муниципальной ступеньки" для дальнейшего попадания в ЗакС, прямой зависимости тут нет. Как мы видим на примере председателя и заместителя председателя Законодательного собрания, которые пришли из бизнеса, в ЗакСе можно оказаться минуя муниципальный совет. Кроме того, для тех бизнесменов, которых не интересуют политические амбиции, самым цивилизованным решением проблем является грамотная работа с депутатами. И на Западе такое разделение труда предпочтительно". <BR><BR>Игорь Елин, <BR>генеральный директор торговой сети ЗАО "Петрополь", депутат, избранный второй раз в муниципальный совет 72-го округа:<BR>"На мой взгляд, быть депутатом - это всего лишь форма самореализации, и к бизнесу это не имеет никакого отношения. Тем более что местная власть далеко не всемогуща. По большому счету, единственное, на что реально способен повлиять депутат м.о., это опека, попечительство и разрешение на бракосочетание несовершеннолетних. То есть, к сожалению, мы не можем оказать влияние даже на количество лампочек и замков в домах. <BR>Второй раз прийти во власть было гораздо легче, чем в первый. Поскольку меня к этому времени уже хорошо знали, оставалось лишь изложить в листовках новую программу, на что я истратил примерно 1500 рублей, скооперировавшись с двумя депутатами. Участие консультантов в таких выборах я считаю лишним - все и так происходит на глазах у народа".<BR><BR>Андрей Борисов, <BR>депутат муниципального совета м.о. №8, в прошлом - директор оптовой фирмы:<BR>"Главное в нашей стране - не мешать. Так, будучи дотационным округом, мы не стали повышать местные налоги, имея на это право. Кроме того, мы помогаем нашим предпринимателям проводить маркетинговые исследования: недавно наши подсчеты помогли фирме, продающей хозяйственные товары. Недавно мы участвовали в программе "Трансформ" по поддержке малого бизнеса, которую финансировало правительство Германии. А сейчас готовим к реализации проект, нацеленный на улучшение инфрастуктуры бизнеса, финансовое взаимодействие между малым бизнесом и банками, налаживание контактов с предпринимателями других районов. В нашем муниципальном совете постоянно проходят совещания с предпринимателями, и впоследствии мы лоббируем их интересы на более высоком уровне. Впрочем, часто наши предложения теряются в коридорах власти. Когда мы высылали в администрацию города предложение по использованию предпринимателями подвалов домов, ответа так и не последовало".<BR><BR>Андрей Вейхер, <BR>заместитель начальника отдела по работе с городскими районами и органами местного самоуправления Комитета экономики и промышленной политики:<BR>"Сегодня муниципальные советы реализуют значительную часть бюджетных средств: размещают заказы на благоустройство, на товары для оказания социальной помощи и так далее. Есть и более серьезные примеры. Так, в Адмиралтейском районе м.о. получило право на размещение заказа по составлению проекта моста к будущему храму Спасения на водах. В таких случаях все зависит исключительно от активности органов местного самоуправления. Что касается застройки и размещения торговых точек - здесь полезно согласование с местным муниципалитетом, но не всегда обязательно. Потому что по этому вопросу в законодательстве еще много белых пятен. Опять же - все зависит от активных действий местного совета. Недавно был принят закон, который дал пригородным муниципалитетам право утверждать программу размещения торговых точек. <BR>То, что в последнее время люди бизнеса начали идти в депутаты, на первых порах хорошо, так как добавит муниципалитетам нужной активности - хотя бы в личных интересах. Но существует опасность, что впоследствии бизнесмены смогут попытаться монополизировать свое участие в муниципальных заказах". <BR><BR>Герман Шаляпин, <BR>председатель Контрольно-счетной палаты Законодательного собрания:<BR>"Губернатор 10 июля подписал поправку к Закону Петербурга о Контрольно-счетной палате, где сказано, что мы имеем право контролировать распределение бюджетных средств и проводить ревизии, что наша палата и будет делать начиная с осени. До этого существовала парадоксальная ситуация: ни город, ни депутаты ЗакСа не имели права следить за тем, на что идут их средства, хотя не раз обращались к нам по этому поводу"