00:0017 июля 200000:00
25просмотров
00:0017 июля 2000
Владимир Путин в пятницу в интервью газете "Известия" высказал свою точку зрения на развитие внутренней политики России. Политика оказалась точечной. Под удар попали губернаторы и олигархи. Чиновников и бизнес накрыло отдачей. Можно не сомневаться, что уд
<BR><BR>Владимир Путин в пятницу в интервью газете "Известия" высказал свою точку зрения на развитие внутренней политики России.<BR>Политика оказалась точечной. Под удар попали губернаторы и олигархи. Чиновников и бизнес накрыло отдачей. Можно не сомневаться, что ударная волна со временем всенепременно достигнет и Северо-Запада России.<BR>В целом тезисы интервью выглядят как предупреждение региональной элите и крупному бизнесу.<BR><BR><B>Цель - ЗАТО</B><BR>Так, заявлено, что из 42 ЗАТО надо оставить 2.<BR>Правительство время от времени и до того стремилось полностью их отменить. По мнению представителей и Минэкономики, и Министерства по налогам и сборам (МНС), уход от налогообложения в этих районах приобрел слишком большие масштабы, отчего страдают и регионы, и федеральный бюджет. С другой стороны, внутренние оффшоры - это всегда дополнительные инвестиции в регион и налоговые послабления для бизнеса.<BR>Первое результативное наступление на ЗАТО провело Правительство Евгения Примакова. Тогда в Госдуме был проведен закон, согласно которому право на льготы сохранили организации, имеющие на территории ЗАТО не менее 20% основных средств и осуществляющие там не менее 70% своей деятельности. <BR>В России существует 42 закрытых административно-территориальных образования (в Петербурге и Ленобласти ЗАТО нет, но они есть на побережье Кольского полуострова при военно-морских базах). <BR>Что будет с остальными ЗАТО - глава государства не разъяснил. Вероятно, им будет дана возможность предоставлять льготы предприятиям, находящимся на их территориях, только в части местных налогов. Иначе говоря, переродиться в свободные зоны экономического развития (СЭЗ), которые также находятся в орбите региональной политики. Если вслед за ЗАТО последует и ликвидация СЭЗ, то это может нанести болезненный удар как по регионам, так и по бизнесу. В первую очередь - по иностранному, поверившему местным законодательным гарантиям и вложившему немало средств в развитие территорий Северо-Запада. <BR>СЭЗ есть почти по всему региону, но так как льготы в них по федеральным масштабам небольшие, то и Москва пока на них особого внимания не обращает. <BR>С 1 апреля 1999 года, в соответствии с Налоговым кодексом, субъекты Федерации потеряли право самостоятельно предоставлять льготы по федеральным налогам даже в том случае, если часть средств поступает в областные бюджеты. Все регионы в той или иной мере столкнулись с проблемой удержания инвесторов на своей территории. И стали принимать меры. В Ленобласти, к примеру, разработан закон, по которому инвесторы вместо льгот по федеральным налогам получат бюджетные средства на их уплату (см. "ДП" №91/2000).<BR>В Государственной думе уже лежит законопроект "Об изъятиях ограничительного характера из национального режима для иностранных инвестиций, осуществляемых на территории РФ". В нем, в частности, учтена поправка Президента, по которой глава государства вправе приостановить или запретить действия иностранного инвестора, а также российского юридического лица, если такие действия могут повлечь установление прямого или косвенного иностранного контроля над юридическим лицом, занимающимся определенным видом деятельности, а также в том случае, если эти действия создадут угрозу безопасности или независимости России. <BR><BR><B>Удар по дорогам</B><BR>Прозвучали угрозы по поводу ликвидации дорожного фонда. Правительство аргументирует необходимость такой вивисекции тем, что средства расходуются не по назначению и неэффективно, особенно в глубинке. С другой стороны, это единственный фонд, в котором есть средства, остающиеся на территории субъектов Федерации. Волей- неволей чиновники вынуждены тратить эти деньги на поддержание и строительство дорог. То, что в Петербурге последнее время развернулось дорожное строительство, во многом заслуга не администрации Петербурга, а законодательства, обязывающего чиновников расходовать деньги именно на дороги. <BR>В Ленобласти приступили к строительству окружных магистралей. Федеральный дорожный фонд выделил Ленобласти на их строительство 1,247 млн рублей. <BR>В случае ликвидации фонда неясно, кто, как, в каком объеме заплатит подрядчикам за уже выполненные работы. <BR><BR><B>Ставками по Союзу</B><BR>Таможенной системе Владимиром Путиным обещана унификация. Это устроит бизнесменов и чиновников, открыто признающих, что из-за сложной таможенной системы и коррупции в таможенных органах сохранение большого количества таможенных ставок бессмысленно. Но пока успехов ни на фоне борьбы с коррупцией, ни на фоне упрощения таможенной системы не наблюдается. <BR>Скорее, наоборот. Недавно таможни Калининградской области вошли в состав СЗТУ. При этом их число сократится с пяти до трех, одна из них будет работать на польской границе, другая - на эстонской, третья будет заниматься железнодорожными, автомобильными и морскими перевозками. <BR>Не прошло и двух недель после этого, как бизнес понял, что для него слияние таможен обернется лишними затратами. Союз промышленников и предпринимателей Калининградской области обратился к полномочному представителю Президента по Северо-Западному федеральному округу РФ Виктору Черкесову с просьбой не проводить реорганизацию таможенных органов. Калининградские бизнесмены уверены, что полная или частичная ликвидация Калининградского таможенного управления приведет к колоссальному усложнению таможенного оформления грузов, ударит по развитию местного товаропроизводителя, снизит инвестиционную привлекательность Калининградской области. И при малейшей ошибке в документах предпринимателям придется обращаться за сотни километров в Северо-Западное региональное таможенное управление, а само решение этого вопроса будет исчисляться сутками, что незамедлительно отразится на грузопотоке. <BR>Пока все таможенные нововведения носят либо технический, либо сезонный характер. Кроме того, если таможенные ставки ждет унификация, то пока неясно, в какую сторону - в сторону ВТО или Таможенного союза, о необходимости укреплять который столь долго заявляло Правительство. В Таможенный союз (ТС) наряду с Россией входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. ТС существует на основе договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года. Фактически этот договор не более чем политическая декларация. На деле участники ТС принимают меры по защите внутреннего рынка, не ставя в известность союзников.<BR><BR><B>Диктатура в законе </B><BR>Одним из наиболее болезненных вопросов для России является коррупция.<BR>Но и на фронте борьбы с ней у правоохранительных органов пока особых успехов не наблюдается. Хотя ясно, что в этом деле одной стороны не бывает. Страдают те, кто, как вдруг выяснилось, пытается узурпировать функции государства или добиться особых привилегий благодаря особым отношениям с властью. Власть ни федеральная, ни региональная почему-то при этом не страдает.<BR>