Менеджер

ВЕРА РАЧКОВА

<BR><B>ВЕРА РАЧКОВА</B><BR><BR>Профессионализм специалистов в области public relations - категория, которую трудно однозначно определить работодателю.<BR>Марина Шишкина, декан факультета журналистики Cанкт-Петербургского государственного университета, считает, что понятие профессионализма отрасли возникает с ее способностью к саморегуляции. А это, похоже, именно то, к чему специфическая отрасль PR пока не готова.<BR><BR><B>Равные среди равных</B><BR>"Я отношу себя к сторонникам профессиональной сертификации", - утверждает Марина Шишкина. Однако ее сообщение о существовании Общественного комитета по сертификации специалистов PR вызвало бурную реакцию у преподавателей и специалистов. <BR>Возражения сводились к двум основным моментам: во-первых, кто сказал, что те, кто входит в Общественный комитет, могут быть признаны экспертами? Григорий Тульчинский, профессор кафедры управления Академии культуры: "Мы пока еще находимся на манипулятивной стадии".<BR>Во-вторых, претендент на позицию PR-менеджера, предъявляющий сертификат профессионального признания, имеет больше шансов получить искомую работу, чем специалист, такого сертификата не имеющий. Значит, общественная сертификация, еще не начавшись, становится обязательной? <BR>"Вот, коллеги, наше сознание, - удрученно парирует Марина Шишкина. - Мы смотрим, что будет, когда мы придем к работодателю; но мы не говорим, какими должны быть критерии оценки нашего профессионализма!"<BR>Татьяна Атанасова, менеджер по связям с общественностью компании "Ниеншанц", не согласна: "Прямой оценки, скажем, зависимости объемов продаж от PR-работы не существует - а жаль! Но, с другой стороны, может быть, мы просто не знаем о существовании методик количественной оценки результатов деятельности специалистов по связям с общественностью? Между тем потребность в них уже назрела и дальше будет только увеличиваться".<BR><BR><B>Практики и теоретики</B><BR>Но теоретики не вняли практикам, желающим свою необходимость доказывать работодателю с цифрами в руках. Преподаватели и сами отметили "определенный разлад в общем движении научно-преподавательской мысли и практического опыта PR-структур и организаций" (Лев Варустин, заведующий кафедрой информационных процессов в обществе и культурологии Северо-Западной академии государственной службы).<BR>"Публикаций по PR в неспециализированных изданиях, - считает Алла Трубникова, начальник отдела PR и рекламы ОАО "Инкасбанк", - достаточно мало, а ведь сейчас пришел уже момент, когда нам следует продвигать свою профессию как таковую".<BR><BR><B>Неспециальные специалисты</B><BR>Филипп Мурашов, начальник департамента по связям с общественностью ОАО "Сибирская нефтяная компания", уверен, что в реальном бизнесе сейчас набирает силу тенденция спроса на специалистов по внутрикорпоративному PR: "У нас работает 45 тысяч человек, но я точно знаю, что такая потребность есть и в фирмах из двух-трех магазинов. Задачи такого специалиста двояки: информирование сотрудников компании о происходящем в компании в целом и в ее общении с внешней средой, а также осуществление внутрикорпоративных коммуникаций".<BR>"Узкая специализация PR-специалистов не учитывает бюджета малых и средних форм бизнеса, - уверена Татьяна Майорова, менеджер по внешним связям ЗАО "Корпорация "АПЦ". - Я работаю в компании, в которой 15 сотрудников. В ней существует моя должность, остальное - просто нецелесообразно. А ведь такие компании составляют большинство по Петербургу. Сегодня специализация на рынке не нужна, к сожалению, - потому что нам, специалистам, хотелось бы видеть свою профессию развивающейся, мы хотим быть востребованными, а это предполагает появление со временем специализации".<BR>Татьяна Майорова полагает, что узкая специализация PR-менеджеров понадобится в будущем, но сейчас такой специалист однобок: "У него будет шанс найти работу только в очень крупных российских или западных компаниях. В основной же массе компаний, которым уже сегодня необходим специалист по связям с общественностью, специализация, к сожалению, пока не подразумевается.<BR>Необходимо, напротив, чтобы менеджер был полностью подготовлен в этой сфере - сегодня ему нужно организовать пресс-конференцию, а завтра случится какой-нибудь очередной кризис - и необходимо будет подготовить программу выхода из него компании PR-методами. Он должен иметь и какие-то знания по рекламе и рекламному рынку, уметь заниматься копирайтингом (от создания слогана до написания статей), должен понимать, что такое корпоративный стиль, что такое внутренний PR, обладать набором знаний по поводу того, как людям чувствовать себя на работе комфортно и защищенно, чтобы на работе они думали о работе..."<BR>"В службе управления персоналом нашей компании наметились такие вакансии, - продолжает Филипп Мурашов. - Ведь такой специалист должен входить в структуру именно этого отдела; его задача - реализация методами внутрифирменного PR политики, которую определяет отдел персонала. Я бы, с учетом наших масштабов, человек 15 взял - но нет людей: никто не знает компьютерных программ по работе с персоналом, внутреннего радио, применения Интернет- и Интранет-технологий, возможностей телеконференций; а ведь это только верхний уровень современных требований реального бизнеса".