Плох тот чиновник, который не мечтает стать романистом

"Когда чиновник в руководящей должности пишет роман, он по крайней мере никому не мешает", -считает Андрей Лещинский.

<BR><BR>"Когда чиновник в руководящей должности пишет роман, он по крайней мере никому не мешает", -считает Андрей Лещинский.<BR>В данном вопросе с его мнением спорить практически невозможно, так как Андрей - руководитель Территориального управления Министерства РФ по сохранению культурных ценностей в Петербурге. За последние 5 лет он написал несколько рассказов и роман "Причина смерти". Последнее произведение чиновника-литератора - повесть "Ребра жесткости" опубликована в июньском номере одного из петербургских "толстых" журналов. Главный герой повести - бизнесмен Евгений Викторович. <BR><BR><B>Мелочи бизнеса</B><BR>Евгений Викторович (по имени-отчеству к герою обращается даже любовница) - предприниматель средней руки, весь бизнес которого заключается в "прокачке" бюджетных денег. В какой-то момент он получает возможность заработать одним махом $5 млн.<BR>"Я могу писать о жизни тех людей, которых знаю. Я знаю, как живут чиновники и как живут бизнесмены. Если делать главным героем чиновника, пришлось бы писать, может быть, слишком откровенно. В то же время предприниматели более открыты, мобильны и у них меньше ограничений", - объясняет Андрей Лещинский.<BR>С жизнью и бытом современного офиса автор знаком до мелочей: "Едва он приблизился к строгой линии писсуаров, сработал датчик, зашуршали струи мыльной воды, кран сиял золотым и платиновым блеском, мытым рукам предоставлялись возможности чистейшего крахмального полотенца, бесконечного ряда бумажных салфеток и теплой струи воздуха из раструба сушилки. Евгений Викторович воспользовался бумагой..."<BR><BR><B>Герой - это я</B><BR>Андрей Лещинский честно признается, что "узнать меня в главном герое повести не так сложно".<BR>"Все, что происходит в повести, - очень близко к реальности. Правда, все это было не со мной, а моим другом. Я не имею таланта Льва Николаевича Толстого, который творил людей в своем сознании. Люди, события, помещения, которые описаны в повести, - все настоящее. Боюсь, что я даже слишком близко подошел к уровню безопасности", - говорит автор.<BR>При прочтении повести действительно возникает ощущение, что ничего не придумано: "Ему надо было в "Ленэнерго", а ехал он из администрации Центрального района, а Большая Конюшенная была закрыта, на Мойке тоже чего-то строили..." <BR>Автор пунктуально, дотошно, щепетильно (этот синонимический ряд можно продолжать) фиксирует перемещения главного героя по Петербургу и все его действия. Если уж герой приходит откушать в Grand Hotel Europe, то читатель должен знать, что "Евгений Викторович сел в мягкое кресло, положил рядом папку и телефон и стал читать меню. Он заказал подошедшей официантке большую чашку кофе, бутерброд с селедкой и миндальное пирожное. Цены были бешеные. Легкий завтрак обходился в 500 рублей - приблизительную зарплату уборщицы или полторы пенсии обычной старушки".<BR><BR>И спою-ка я песню...<BR>Помимо бизнеса и быта третьим китом "Ребер жесткости" стала любовь. Здесь язык Андрея Лещинского становится особенно ярким, образным и "густым", как щи, сваренные добросовестной хозяйкой. К примеру, вот как описаны впечатления героя от лицезрения живота своей возлюбленной: "Живот опять был открыт, опять внутри дрожало, снаружи немело, он пытался почувствовать что-нибудь, для этого ерзал по мягкому сиденью, терся спиной о подушки, бессмысленно шевелил руками, как какое-нибудь морское чудо, ворочающееся на сухом песке безразличного к страданиям пляжа и последними силами прислушивающееся к медленному оттоку жизни из исчезающего тела".<BR><BR><B>Критический реализм</B><BR>"Моя проза - реализм с элементами фантасмагории, реализм, но с приветом. Так писал Гоголь, Гофман", - дает определение Андрей. <BR>В целом литератор чрезвычайно критически настроен по отношению к роду человеческому: "Все персонажи в моих произведениях - отрицательные. Дело в том, что с точки зрения строгих критериев, я в жизни не встречал ни одного положительного человека. Наши люди, например, поголовно любят деньги, а все мужики, не страдающие импотенцией, - грешники. Человек, конечно, может стремиться к добру, но при этом он ленив, сладострастен, склонен к чревоугодию и т.д. Добродетель ушла... И я этого просто не скрываю". При этом Андрей Лещинский замечает: "...себя я тоже стараюсь не щадить в своих произведениях. И всегда вывожу себя в достаточно отвратительном виде".<BR> <BR><B>Тайны творчества</B><BR>Андрей Лещинский может творить где угодно, в том числе и на рабочем месте: "Посмотрите, какой у меня кабинет - большой, с кондиционером - сиди да пиши".<BR>Приход чиновника в литературу в целом выглядит вполне логичным.<BR>"Чиновник занимается исключительно бумагой. Его основная работа - управлять движением бумажной массы, как у водителя - крутить баранку. <BR>Взять бумагу, затем ее прочесть, написать то, что ему положено, и т.д. Это привязано к реальной жизни, все равно, что умножать 6 коров на 8 лошадей. Но если жизнь создала чиновника, значит, смысл какой-то в этом есть", - философствует Андрей.<BR>К результатам своих литературных опытов чиновник относится весьма здраво.<BR>"Я начал писать уже в очень зрелом возрасте. В 1996 году мне было 44 года. Во мне нет порывистости, свойственной людям искусства. Я человек, который должен зарабатывать на жизнь, реально смотреть на вещи и быть осторожен, очень осторожен", - откровенен Андрей Лещинский.