Высшая школа цепляется за бизнес

Несмотря на моду на программистские специальности, вузы с трудом сохраняют былой уровень образования. Самая страшная напасть, разъедающая высшую школу, - нехватка квалифицированных преподавателей.

<BR><BR>Несмотря на моду на программистские специальности, вузы с трудом сохраняют былой уровень образования. Самая страшная напасть, разъедающая высшую школу, - нехватка квалифицированных преподавателей.<BR>Владимир Васильев, ректор Санкт-Петербургского государственного института точной механики и оптики (СПб ГИТМО), уверен, что "людей, способных преподавать, остались единицы, они известны пофамильно. Так как больших окладов в вузах быть не может, молодежь не остается на кафедрах. И до сих пор мы не нашли схему восполнения кадров". В фирме талантливому студенту 3-го курса предлагают $300 в месяц. <BR><BR><B>Союз вуза и бизнеса</B><BR>Руководители программистских фирм называют проблему нехватки преподавателей как самую острую.<BR>"Теряется научная школа, уходит уровень преподавания фундаментальных предметов", - говорит генеральный директор фирмы Digital Design Андрей Федоров. Digital Design начинает поиск будущих сотрудников еще на этапе их учебы в школе. Система физико-математических школ сохранилась в городе намного лучше, чем вузовская. "Большинство программистов в нашей фирме не из какого-то одного вуза, а из 239-й школы", - говорит Андрей Федоров. Это легко объясняется хотя бы тем, что оклад вузовского профессора - около 1300 рублей в месяц, а учитель высшей категории зарабатывает около 2000 рублей. В силу традиций (руководители Digital Design вышли из прежнего ЛИИЖТа) фирма сотрудничает с этим вузом. <BR>Фирма "Аркадия" сотрудничает с СПб ГИТМО, беря на стажировку студентов начиная с 3-4-го курсов. Ее генеральный директор Аркадий Хотин говорит: "Мы уже пришли к необходимости помогать вузам. Готовимся к тому, чтобы делегировать своих специалистов читать курсы в СПб ГИТМО. В этом смысле мы связываем большие надежды с работой в рамках консорциума "Форт-Росс". <BR>Пожалуй, один из самых удачных примеров сотрудничества вуза и фирмы реализован на математико-механическом факультете СПбГУ. По словам Андрея Терехова, совмещающего должности генерального директора ЗАО "Ланит-Терком" и заведующего кафедрой системного программирования СПбГУ, сосуществование фирмы и факультета помогло решить большинство проблем, о которых говорилось выше. "У нас выпускники кафедры остаются работать и в университете, и в "Ланит-Терком". Мы поддерживаем факультет материально, а взамен получаем площадку, аудитории, молодняк. Но остается проблема фундаментального образования. Я проживу, а те, кто занимается фундаментальной наукой, без поддержки не смогут", - говорит он. <BR><BR><B>Альтернативные копейки</B><BR>Владимир Васильев поясняет: "Госфинансирование составляет сегодня только 25% от нужд университета. Остальное приходится зарабатывать самостоятельно. И надежд на рост государственных расходов в ближайшее время нет".<BR>Поэтому вузам приходится использовать любые возможнности для зарабатывания денег: аренда помещений, платное образование, издание литературы, создание обучающих программ для школ и другое. Кафедры участвуют в программах получения грантов, заключают контракты на бетта-тестирование программных продуктов, пишут и переводят книги. Одни вузы делают это более успешно, другие менее. Но без этого никто прожить сегодня не может.<BR>"Продавать" выпускников вузы не могут, так как нет законодательной базы. Каждый ищет свой путь. В СПб ГИТМО нашли схему, когда вуз отправляет студентов на стажировку в фирму, а фирма помогает вузу материально. По признанию Владимира Парфенова, заведующего кафедрой СПб ГИТМО, стажировка представляет собой полноценную работу. Уже давно студенты учатся по вечерам, так как днем все работают. Кафедра почти на 80% ориентируется на подготовку кадров для фирм по оффшорному программированию.<BR>Как ни странно, победы студенческих команд петербургских вузов в мировом первенстве по программированию не оказывают серьезного влияния на доходы вузов. Петербург не вызывает у иностранцев ассоциацию с самой сильной школой по подготовке программистов. Иностранные студенты не выстраиваются в очереди. Бытовые проблемы оказывают более сильное влияние на их выбор. Игорь Герасимов, декан факультета компьютерных технологий и информатики Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ", объясняет это так: "Хотя у нас учатся сегодня 80 иностранцев, которые платят по $1200 в год, их количество снижается. Отсутствие нормальных бытовых условий, вопросы безопасности отпугивают студентов из-за рубежа. Например, только в этом году мы потеряли три группы студентов из Вьетнама". <BR>Возможно, наибольший выигрыш от побед в мировом первенстве студентов по программированию получают программистские фирмы. Иностранные заказчики размещают все больше заказов в Петербурге. В свою очередь фирмы вынуждены расширять штат, а для этого им необходимо сотрудничество с вузами.<BR>Представители вузов признают, что сегодня актуальнее ориентация на краткосрочные курсы или семинары для студентов и специалистов из Скандинавии и других западных стран. В ЛЭТИ уже прошли обучение несколько групп из Швеции. А СПб ГИТМО получил и выполнил заказ на создание курса обучения на английском языке для американского рынка. И первые студенты из-за океана уже начинают учиться в СПб ГИТМО через Интернет.<BR>Довольно активную поддержку вузам оказывают западные компании. Например, фирма Motorola организовала две спецгруппы в ЛЭТИ, где студентам читают курсы, в которых заинтересована компания. Компании Microsoft и Sun Microsystems также имеют свои программы сотрудничества с вузами.<BR><BR><B>Конвейер</B><BR>Необходимость связки высшей школы и бизнеса объясняется и тем, что требования к выпускникам вузов постоянно возрастают. Аркадий Хотин вспоминает: "Все мы начинали с "кухонного" программирования. Это было сродни искусству. Сегодня же это - настоящая индустрия. Мы - небольшая soft-фабрика". <BR>Бизнесмены говорят, что работа фирмы по программированию напоминает конвейер. Поэтому не последнее место в организации этого бизнеса играют вопросы управления качеством, технологией. И как раз эти вопросы - слабое место в программах вузов. Кроме того, в последнее время руководители фирм заговорили о том, что еще большая проблема сегодня - дефицит не программистов, а руководителей подразделений, управленцев.<BR>Владимир Васильев, <BR>ректор СПб ГИТМО: <BR>"Я не вижу к нам интереса у студентов из стран третьего мира. В целом мы еще плохо понимаем, что такое маркетинг в области образования".