00:0025 мая 200000:00
9просмотров
00:0025 мая 2000
Правительство сделало первый шаг на пути налогообложения российской части Интернета.
<BR><BR>Правительство сделало первый шаг на пути налогообложения российской части Интернета. <BR>Теперь размещенная в Интернете продукция организаций, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации, облагается налогом на добавленную стоимость на общих основаниях. <BR>Проблема налогообложения организаций в Интернете является мировой, и налоговые службы многих стран до сих пор не представляют себе системы налогообложения Интернета. МНС России решило проблему одним взмахом пера.<BR>МНС Письмом от 11 мая 2000 года №ВГ-6-02/361 определило, что организации, размещающие в сети Интернет продукцию средств массовой информации, получают льготы по НДС и налогу на прибыль только в случае, если они зарегистрированы в качестве СМИ. При этом в письме сказано: "Размещение в Интернете продукции организаций, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации (не имеющих свидетельства о регистрации в качестве средства массовой информации), облагается НДС на общих основаниях". Пока не ясно, какие основания являются общими и как будет построено налогообложение виртуальной коммерции, но почти не вызывает сомнений, что в условиях правового вакуума, заполняющего российскую часть Всемирной паутины, этот нормативный ведомственный акт станет для налоговых инспекций руководством к действию. Налоговые службы признают, что Интернет фактически не облагается налогом, хотя деньги там вращаются большие. "Интернет очень тяжело проконтролировать", - сообщили корреспонденту "ДП" в УФСНП по Петербургу.<BR><BR><B>Буквальное толкование</B><BR>Письмо МНС составлено грамотно. Его "буквальное" толкование позволяет налоговикам как проконтролировать Интернет, так и обложить НДС все организации, работающие в российской сети и не являющиеся СМИ. Примечательно, что законодательство пока не требует от организаций, распространяющих периодические издания в сети Интернет, обязательного получения свидетельства о регистрации в качестве СМИ.<BR><BR><B>Пробный шар</B><BR>Правительство давно стремилось к тому, чтобы виртуальные ресурсы приносили реальные доходы государству. Однако пока дальше законотворческих планов оно не заходило. Сегодня в Государственной думе лежит два законопроекта о регулировании Интернета. Один из них, внесенный Правительством, предполагает сравнительно жесткое госрегулирование, другой - практически полное отсутствие такового. А незадолго до того как покинуть пост министра по налогам и сборам, Александр Починок сообщил, что его ведомство пока не намерено облагать налогами российскую часть Интернета. Однако он отметил, что в Европе сейчас зреет мысль о необходимости введения НДС на "интернетовские платные услуги" и если европейцы это сделают, то Россия будет вынуждена ввести такой же механизм у себя. Видимо, Правительство решило не ждать европейской инициативы и "попробовать" Сеть на прочность.<BR>Понятно, что чиновнику хочется контролировать все и вся. Потому что все неподконтрольное может быть опасно. Но контролировать Сеть - дело бессмысленное. Регистрировать свое сетевое СМИ можно где угодно. Хоть в зоне .com, хоть у папуасов. <BR>С другой стороны, установив, что сайт - это сетевое СМИ, подлежащее регистрации, можно получить льготы по налогообложению. Это выразится в освобождении от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации продукции средств массовой информации и налога на прибыль от производства и распространения продукции средств массовой информации, а также на прибыль от других видов деятельности, направленную на финансирование капитальных вложений по основному профилю деятельности. <BR>Однако действующее положение Закона "О СМИ" определяет статус изданий исходя из оценки объема рекламных материалов, что ставит перед налоговиками "сложную" задачу измерения информационного пространства. По словам научного сотрудника Института автоматизации и информации РАН Виктора Наумова, до недавнего времени налоговые органы очень тактично подходили к Интернету, точнее, совсем не подходили. Однако сейчас их интерес к Сети заметно возрос. В итоге государство может получить несколько тысяч новых СМИ. Но сразу возникнет много вопросов по оценке объема рекламных материалов на сайтах и серверах (к примеру, что есть банер - реклама или информация), а также по месту реализации работ или услуг. По оценкам юристов, наше налоговое законодательство не приспособлено к механизмам информационного пространства. И базисные теоретические понятия сбора налогов будут нуждаться в серьезных уточнениях.<BR><BR>В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N№2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, передающими центрами от производства и распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, в части, зачисляемой в федеральный бюджет. При этом указанная льгота не распространяется на прибыль, полученную от производства и распространения продукции средств массовой информации рекламного и эротического характера, а также изданий рекламного и эротического характера.<BR><BR>В соответствии с подпунктом "э" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N№1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", от этого налога освобождаются обороты по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции, а также услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.