Чартер придумали туристы, и власти его не погубят

Чартеры придумали практичные немцы. Популярность этого вида транспортных услуг чрезвычайно быстро распространилась во всем мире. Многие множества российских туристов даже пребывают в убеждении, что любая туристическая поездка непременно включает в себя пе

<BR><BR>Чартеры придумали практичные немцы. Популярность этого вида транспортных услуг чрезвычайно быстро распространилась во всем мире. Многие множества российских туристов даже пребывают в убеждении, что любая туристическая поездка непременно включает в себя перелет чартерным рейсом.<BR>Это, конечно, не так, и перелет на курорт или в популярный туристический центр может состояться с помощью регулярного авиарейса - вне зависимости от наличия и численности группы. Но...<BR>Чартеры имеют два преимущества: во-первых, организуются туда, куда нужно, и тогда, когда нужно, и, во-вторых, перелет чартерным рейсом обычно дешевле перелета рейсом регулярным.<BR><BR><B>Удел экономных и организованных</B><BR>Когда туроператор открывает для себя новый курорт, расположенный в удалении от маршрутов регулярного авиасообщения, он может рассчитать стоимость фрахта самолета и подать заявку в ближайший аэропорт. Если у последнего есть возможность приема разных типов самолетов, то компания получает подтверждение на возможность выполнения чартерных рейсов и тарифы на услуги аэропорта.<BR>А вот потом следует самое главное - получение разрешения служб, контролирующих использование воздушного пространства, на пролет над данной территорией. Воздушные коридоры, как и дороги, стоят денег. И их использование может быть как разрешено, так и запрещено соответствующей службой любого региона. Поэтому далеко не всегда чартерный полет между двумя точками совершается по прямой.<BR>Следующая задача турфирмы - "раскрутить" маршрут и сделать его прибыльным.<BR>Разрешение на осуществление чартерных рейсов дается на заказанное количество рейсов, обычно в определенный срок - например, с мая по октябрь. Если курорт оказывается интересным для клиентов, чартерные перевозки в следующем сезоне производятся по новому соглашению.<BR>Принимающая сторона дает разрешение на взлет-посадку чартерных самолетов, на деятельность которых существует ряд ограничений: они, в частности, предназначены для перевозки только пассажиров, являющихся гражданами страны, в которой зарегистрирована и организовавшая чартер авиакомпания. А это значит, что, строго говоря, даже студенты-испанцы, обучающиеся в России, российскими чартерными рейсами летать в Испанию не могут, так же как студенты-турки не могут летать из России в Турцию чартерами российских авиакомпаний.<BR>Чартерными рейсами, как правило, летят туристические группы (или, скажем, группы паломников); "негрупповой" пассажир может приобрести билет на чартерный рейс только в крайнем случае.<BR><BR><B>Испанский синдром</B><BR>Поэтому запрет, наложенный испанским Министерством гражданской авиации на осуществление российскими авиакомпаниями чартерных полетов на испанские курорты, стал мощнейшим ударом по туристическому бизнесу. Пока, к счастью, только психологическим.<BR>"Рекламная кампания, конечно, насмарку пошла, - сетует Вячеслав Полтавцев, заместитель генерального директора турфирмы "Нева". - Люди волнуются, требуют от нас гарантий - а ведь компании еще в январе-феврале оплатили отели, так как рассчитывали, что поток туристов в этом году в Испанию увеличится: ведь там действительно очень хороший отдых, и мы все подготовили к новому сезону".<BR>По данным Комитета по туризму и развитию курортов, в 1998 году в Испании побывало 24 тысячи петербургских туристов, в 1999 году - 16 тысяч. Отдел лицензирования комитета жалоб от туристов пока не получал: видимо, клиенты турфирм хорошо понимают, что проблемы связаны не с турфирмами, а с взаимоотношениями авиационных властей.<BR>"Закрылась" Испания 26 марта. Мотив - защита интересов испанских авиакомпаний, на долю которых должна, по мнению испанской стороны, прийтись значительная часть чартерных перевозок из России. Российская сторона утверждает, что паритетное соглашение заключено только для регулярных рейсов, чартерные же осуществляются по заявкам без ограничений. Кроме того, испанские самолеты за 2 недели до открытия сезона уже не заказать, а реальность их заполнения слишком невелика - стоимость такого чартера значительно превышает предлагаемые российскими фирмами.<BR>Однако до окончания сезона проблема снята: российские авиакомпании могут продолжать чартерные перевозки российских туристов; испанским авиаторам предложена возможность осуществить 20 инклюзивных рейсов (направляющихся за пассажирами в другую страну - в данном случае в Россию - порожняком). С закрытием курортного сезона переговоры о соотношении числа чартерных рейсов испанских и российских авиакомпаний возобновятся.<BR><BR><B>Чартерные судьбы</B><BR>Мнения российских компаний относительно последствий "испанского запрета" разделились. Одни считают, что конфликт разрешится в двустороннем порядке, другие - что он может стать пробным шаром для других стран. В то же время Вячеслав Полтавцев утверждает, что, по словам его коллег из Финляндии, порядка 95% чартерных рейсов из этой страны осуществляется финляндскими авиакомпаниями и никаких споров это не вызывает: "Бывали годы, - продолжает он, - когда и мы летали на испанских самолетах - если цена была подходящей; но ведь российские перевозчики рассчитывают в своем ценообразовании на отечественного клиента, а западные - нет. А пассажира не заставишь насильно летать испанскими чартерами, если они будут дороже, чем человек сможет себе позволить".<BR>Ирина Кебайер, исполнительный директор турфирмы HTL, уверена, что с Тунисом "испанских" проблем не возникнет: "Страна очень заинтересована в российских туристах, и поэтому мы надеемся, что все будет в порядке".<BR>Мировой опыт показывает, что чартеры сейчас весьма популярны. Из Финляндии и Англии, например, народ с удовольствием летает чартерами на Боа - регулярное сообщение вынудило бы туристов делать две пересадки. Из России чартерное сообщение осуществляется с Болгарией, Грецией, Египтом, Испанией, Италией, Кипром, ОАЭ, Чехией, Таиландом, Мексикой и другими странами.<BR>Минусы чартеров проистекают из их достоинств: поскольку это рейсы "вне расписания", их вылет обычно планируется на не самое удобное время суток. От страны, в которой зарегистрирована авиакомпания-перевозчик, это не зависит.<BR>Ответственность за маршрут несет организатор - туристическая компания; в случае появления претензий к задержке вылета или изменения маршрута их можно предъявлять как к авиакомпании, так и к турфирме. Но лучше до оплаты тура, включающего чартерный перелет, поинтересоваться репутацией авикомпании, которая его осуществляет.