00:0024 апреля 200000:00
11просмотров
00:0024 апреля 2000
Проект строительства Балтийской трубопроводной системы (БТС) станет предметом обсуждения на этой неделе на встрече министра топлива и энергетики РФ Виктора Калюжного и делегации российского представительства ЕБРР.
<BR><BR>Проект строительства Балтийской трубопроводной системы (БТС) станет предметом обсуждения на этой неделе на встрече министра топлива и энергетики РФ Виктора Калюжного и делегации российского представительства ЕБРР.<BR>Встреча станет продолжением консультаций, состоявшихся 17 апреля в Лондоне между Калюжным и и.о. президента ЕБРР Чарльзом Франком. <BR>В ходе переговоров в Москве стороны уделят значительное внимание проблеме финансирования ЕБРР строительства БТС в увязке с кредитованием возведения морского терминала в г. Приморске (Ленобласть). ЕБРР согласен пока на первую часть, а по второй части проекта выдвигает условие: будущий терминал в Приморске должен быть соединен трубопроводом с терминалом в городе Порвоо (Финляндия).<BR>Россия же настаивает на комплексном финансировании проекта БТС, так как не хочет "завязывать" трубу на Финляндию и ставить таким образом себя в зависимое положение от Хельсинки.<BR>Руководство финляндского концерна Fortum активно лоббирует собственные интересы по строительству БТС непосредственно до порта Порвоо. При этом выдвигаются условия, заведомо невыгодные для России, несмотря на посылы об инвестициях в размере $150-200 млн. ("ДП" №121/99). Руководство Fortum настаивает на том, что в случае партнерства российская сторона должна гарантировать загрузку финского участка трубы не менее 10 млн тонн нефти в год. Другое требование концерна - участие в уставном капитале ОАО "Балтийская трубопроводная система".<BR>Эти требования выдвигаются на фоне прошлогоднего заявления Виктора Калюжного о том, что проект БТС, вероятно, будет реализован только на уровне первого этапа. На нем РФ создаст новое экспортное направление мощностью 12 млн тонн нефти в год.<BR>По словам Валерия Сердюкова, губернатора Ленобласти, сейчас на спецсчетах аккумулировано $110 млн. Эти средства являются целевыми для реализации проекта БТС. <BR>Всего же необходимо $254,7 млн непосредственно на нефтепровод и $169,9 млн - на строительство нефтеналивного терминала в Приморске.<BR><BR>Где деньги?<BR>Несмотря на то что порт в Ленобласти уже заложен, у России пока нет четкой программы полного финансирования проекта. <BR>Владимир Станев, первый заместитель министра топлива и энергетики РФ, расплывчато заявил, что деньги могут поступить за счет внутренних резервов АК "Транснефть", основного владельца ОАО "БТС". "Инвестиционные программы "Транснефти" в целом по России составляют значительные суммы, - говорит он. - Только на 2000 год эта цифра составляет $800 млн". <BR>Целевой инвестиционный тариф на строительство БТС, который выплачивают все экспортеры нефти, ситуацию не спасет. Во-первых, тариф с мая прошлого года принес около $100 млн. Это происходило на фоне роста экспортных потоков, связанных с ростом цены на нефть на мировом рынке. Сейчас же цены катастрофически (для нефтяных компаний) упали, и экспорт вместе с ними.<BR><BR><B>Итоги встречи неоднозначны</B><BR>Четко сказать, какую позицию займет Россия на переговорах с ЕБРР, пока сложно. <BR>С одной стороны, строительство порта в Приморске вписывается в объявленную политику Владимира Путина по укреплению влияния страны в Балтийском регионе. С другой - в СМИ очень часто стали появляться материалы о затягивании Виктором Калюжным проекта БТС и лоббировании им "латвийского направления". <BR>"Благодаря его упорному труду транзит российской нефти через порт Вентспилс ежегодно рос на 15%, - сообщает газета "Версия". - Поэтому доля доходов от него в бюджете... республики выросла с 25 до 32%". По оценке специалистов, транспортные затраты грузоотправителей по маршруту БТС на $3-4 за тонну нефти ниже, чем через Ветспилс (Латвия) и Одессу (Украина).