Петербург обыграл Англию на ее поле

"Владычица морей" - Англия в начале ХХ века производила в год 960-1000 кораблей. Россию, где производилось несколько десятков кораблей в год, своим конкурентом Англия не считала, но она недооценила Петербург. А он оказался серьезным конкурентом.

<BR><BR>"Владычица морей" - Англия в начале ХХ века производила в год 960-1000 кораблей. Россию, где производилось несколько десятков кораблей в год, своим конкурентом Англия не считала, но она недооценила Петербург. А он оказался серьезным конкурентом.<BR>В Цусимском сражении 14-15 мая 1905 г. Россия потеряла 12 боевых кораблей. Но она была настолько сильна экономически, что в том же году единовременно вложила в строительство нового флота 500 млн руб. золотом.<BR>Это позволило не только восстановить флот, но и перевооружить всю отрасль судостроения. В Петербурге начала века технологический прорыв был совершен Путиловским, Невским судостроительным, Балтийским, Ижорскими, Обуховским заводами, заводом Крейта (Охтинская верфь). Будучи универсальными, они усилили свою судостроительную базу. На "Путиловском" была построена судостроительная мастерская и цельнометаллический эллинг. Вошел в строй новый судостроительный завод - "Адмиралтейский", одно из самых совершенных предприятий своего времени. <BR>Консервативная Англия с недоверием применяла на сотнях своих заводов технические новинки - башенные краны и пневматические установки. Петербург был революционером и все технические новшества внедрял с опережением.<BR>После размещения всех заказов на военные корабли осталось 2 млн руб., которые были переданы Путиловскому заводу на строительство эскадренного миноносца "Новик" (после 1917 г. - "Яков Свердлов"). "Новик", первый российский турбинный боевой корабль, вошел в состав Балтийского флота в октябре 1913 г. и установил мировой рекорд по скорости для военных судов - 37,3 узла (69,1 км/ч).<BR><BR><B>Соединение капиталов</B><BR>Два самых крупных для своего времени судна "Тибр" и "Евфрат", оба водоизмещением 5000 т, были построены в начале ХХ века на Невском судостроительном заводе по заказу Русского общества пароходства и торговли. Эта крупнейшая пароходная компания России (правление - Невский пр., 45), в 1914 г. владела 80 товарными и пассажирскими судами. Его основной капитал составлял 10 млн руб. <BR>Ни Америка, ни Франция судов класса "Тибр" и "Евфрат" строить тогда еще не могли, а для Невского судостроительного завода в Петербурге это был не предел - его мощности позволяли строить суда водоизмещением 8000 т.<BR>За свою историю Невский завод не однажды менял хозяев: он переходил от британского подданного Томсона к московскому предпринимателю Савве Мамонтову, от Государственного банка к акционерному обществу и т.д. <BR>В 1912 г. за 6 млн руб. Невский завод был куплен группой русских и французских банков и присоединен к Путиловскому заводу, который тоже выполнял военные заказы. Планировалось создание крупного концерна, работающего на оборону страны. В 1913 г. основной капитал товарищества составлял 7 млн руб. <BR><BR><B>Россия стоит - оснащает Англия </B><BR>Торговый флот России находился в руках частных предпринимателей, которые являлись заказчиками на постройку кораблей. Большинство пароходных компаний, около 20, было сосредоточено в Петербурге. <BR>Корабли заказывали в Англии, Германии, США, поскольку суда, построенные за границей, обходились дешевле на 15-20%. Для судостроителей Петербурга даже стоимость основных материалов - фасонной и листовой стали - была на 30-60% дороже, чем для англичан.<BR>Заказывать суда за границей было выгодно еще и потому, что с 1898 по 1908 г. доставка в Россию иностранных стальных судов не облагалась таможенными пошлинами. Кроме того, правительство выделяло значительные субсидии на развитие судоходных линий в Черном, Средиземном, Каспийском морях и на Дальнем Востоке. В 1900 г., например, объем государственных субсидий на эти цели составил более 2 млн руб.