00:0018 апреля 200000:00
8просмотров
00:0018 апреля 2000
Обычно считается, что российский музей - место, мало приспособленное для извлечения больших доходов.
<BR><BR>Обычно считается, что российский музей - место, мало приспособленное для извлечения больших доходов.<BR>В абсолютной ошибочности данного тезиса убеждены иностранные маркетологи, излагавшие свои взгляды на мероприятии "Методика извлечения дополнительных доходов держателями коллекций".<BR>По мнению западных специалистов, доходы петербургских музеев могут быть увеличены в 10 раз. "При правильной постановке дела таких результатов можно достигнуть за 10 лет. Просто музеи должны коммерциализировать свою деятельность: привлекать большее число посетителей, увеличивать продажи сувениров и репродукций, а в конечном итоге, повышать доходы", - говорит председатель английской компании Cardington Саймон Петерик.<BR>Как оказалось, петербургские музейные менеджеры готовы к применению новых маркетинговых технологий: мероприятие с меркантильным названием привлекло представителей почти 60 музеев.<BR><BR><B>Потенциал</B><BR>Специалисты по музейному маркетингу исходят из очевидной логики: раз Петербург - культурная столица России, значит, он обязан зарабатывать на сосредоточенных на его территории культурных ценностях. Но доходы ведущих западных музеев переваливают за $100 млн, в то время как в Петербурге все музеи вместе взятые зарабатывают во много раз меньше.<BR>"В 1998 году в России побывало примерно 7 млн туристов из-за рубежа. А в Великобритании - очень маленькой стране - их было 26 млн. При этом в одном только Петербурге музеев больше, чем в Англии в целом.<BR>Музейный потенциал города настолько велик, насколько вы сможете его реализовать", - уверена вице-президент Cardington Джуди Скотт-Нанн.<BR><BR><B>Элементарно</B><BR>Для того чтобы увеличить доходы, музей далеко не всегда должен вкладывать значительные средства. Даже простые меры могут оказаться весьма эффективными.<BR>"К примеру, в петербургских музеях не хватает указателей на английском языке. Первый шаг - увеличить число пояснительных табличек. Это простой, но действенный шаг, так как по сути дела он обеспечивает доступ туристов к коллекции", - советует Джуди Скотт-Нанн.<BR><BR><B>Работа с репликами</B><BR>Большим резервом для роста музейных доходов являются реплики - то есть копии экспонатов. "Сейчас в Петербурге очень странное положение с репликами. Я была в Пушкине. Музей - ах! Второго такого не найти! Но в магазинах сувениров там продается то же, что и везде. Я с удовольствием бы купила на память украшение или маленькую вазочку - копию того, что видела в экспозиции. Но этого нет. Нет ни в Пушкине, ни в остальных музеях", - эмоционально изложила свои впечатления от знакомства с музейным Петербургом один из западных экспертов. <BR>В то же время, по данным английских и американских маркетологов, реплики и сувениры обеспечивают музеям до 35% дохода.<BR>"С развитием Internet все больше людей будет посещать музеи не физически, а виртуально. Роль реплик - а их, естественно, можно заказать через Internet - еще больше возрастает. Экспонаты становятся доступны людям не только в одном конкретном музее или городе, а по всему миру", - рассказывает начальник отдела Public Record Office Трейси Борман.<BR>"Осенью мы будем открывать в США выставку "Сокровища императорских яхт" из коллекций Государственного музейного фонда и Военно-морского музея. И мы рассчитываем, что выручка от продажи репродукций и факсимильных реплик составит 30-35%", - заметил Саймон Петерик.<BR><BR>Делай, как я!<BR>Преимущества маркетингового образа жизни американцы и англичане доказывали личным примером.<BR>"Детройтский музей искусств - а это пятый по размерам музей США - несколько лет назад находился в очень тяжелом положении: это было связано с кризисом автопромышленности, резким уменьшением поддержки государства и т.д.<BR>Мы решили организовать Общество основателей музея. Положение полностью изменилось: музей встал на ноги, мы провели выставку Ван Гога и т.д.", - живописует сотрудник американского Фонда поддержки культуры и искусства Центральной и Восточной Европы Кетлин Карла.<BR>"Мы работаем со многими большими учреждениями в Англии - Государственным архивом, Королевскими парками и т.д. Большинство из них принадлежит к общественному сектору, следовательно, их проблемы и проблемы русских музеев очень похожи. И, например, при работе с Королевскими парками, самый известный из которых - Гайд-парк, дополнительные доходы удалось извлечь за счет вполне очевидных вещей. На проведении общественных мероприятий, организации выставок, производстве и продаже различных сувениров - чашек, книжек и др. - удалось заработать $1,5 млн", - доволен Саймон Петерик.