Депутаты готовят поводок для СМИ

Выборы исполнительной и законодательной власти на федеральном уровне завершились. Этап обещаний прошел. У депутатов обострилась старая болезнь - борьба за доходы бюджета любой ценой. Первой жертвой выбрали льготы для средств массовой информации (СМИ). Мож

<BR><BR>Выборы исполнительной и законодательной власти на федеральном уровне завершились. Этап обещаний прошел. У депутатов обострилась старая болезнь - борьба за доходы бюджета любой ценой. Первой жертвой выбрали льготы для средств массовой информации (СМИ). Можно подумать, что отмена льгот для СМИ даст в бюджет весомую прибавку к доходу. <BR>Наиболее рентабельные издательские проекты сегодня реализованы в сфере рекламных и эротических изданий. Они и так отлучены от льгот. СМИ, распространяющие общественно значимую информацию, высокорентабельными не являются. Если же исключить московские СМИ, то количество рентабельных предприятий можно пересчитать по пальцам. Так что отмена льгот вызовет либо закрытие СМИ, либо толкнет их "на панель" - выпрашивать подачки у власти. В живых останутся единицы. Дополнительных доходов бюджет не получит. <BR>Видимо, в том и состоит умысел противников льгот - посадить издания и каналы на иглу дотаций, чтобы иметь возможность их контролировать.<BR>Получается, что на ближайшие 4 года законодательной и исполнительной власти независимые издания не нужны. Новая власть хочет сама решать, что будет видеть, слышать и читать электорат. Но публично политики и чиновники заявляют о принципе равных экономических условий для всех субъектов бизнеса.<BR>Борясь за равные условия, государство не ставит вопрос об отмене акцизов на нефть, алкоголь, табак и другие высокорентабельные товары. А льготы для СМИ, по мнению государственных мужей, этот самый принцип равных условий нарушают. Получается, что, приравняв общественную газету к эротической, равные условия будут соблюдены. Можно пойти дальше и приравнять торговлю детским питанием к торговле водкой. И что получится? <BR>Налоговое законодательство предоставляет льготы по налогам по десяткам видов деятельности. Кроме того, существует целевое предоставление льгот, льготы по местным налогам. Все это - инструменты экономической политики государства, которое путем льгот, акцизов, пошлин стимулирует или сдерживает развитие отраслей, предприятий, регионов.<BR>Средство массовой информации, будь то газета, радиостанция или телеканал, - социально значимый бизнес. Общество имеет возможность получать объективную информацию только в случае конкурентной среды на этом рынке. Рынок же СМИ в России до сих пор пребывает под сильным влиянием государства и олигархического капитала. Отмена льгот еще больше загонит СМИ в ярмо этой зависимости. Рост цен на издания, которые в силу своей независимой позиции не получат дотаций государства, приведет к их закрытию (особенно в регионах) или значительному удорожанию. Себестоимость печатных изданий вырастет в 1,5-2 раза. Это значит, что аудитория, получающая не фильтрованную чиновниками информацию, еще более сузится. <BR><BR><B>Рекламная национализация</B><BR>Другим последствием льгот станет перераспределение финансовых потоков из частного сектора в государственный. Очевидно, что в первую очередь дотации получат СМИ, пакетами акций которых владеет государство. Дотации позволят этим предприятиям демпинговать на рекламном рынке, так как недотационные СМИ после отмены льгот будут вынуждены поднять цены и на рекламу. Кроме того, и рекламодатель лишится льготы по НДС.<BR>В то же время низкая популярность государственных СМИ (исключение - телеканалы) вызовет перетекание рекламных денег на рынок наружной рекламы, львиную долю доходов с которого получает государство, и на упомянутые выше гостелеканалы. Тем самым деньги частного бизнеса уйдут от частных издателей к государственным.<BR>Не следует забывать и о том, в какой стране мы живем. Ужесточение налогового гнета заставит предприятия искать нелегальные способы снижать эти издержки. Сегодня емкость рекламного рынка в России оценивается в $700 млн в год. По оценкам экспертов Союза журналистов России, отмена льгот сократит эту цифру до $300 млн. Слабым утешением может стать увеличение нормативов на затраты на рекламу, которое любое предприятие сможет списывать на себестоимость. Для того чтобы закон о льготах для СМИ не был разменной картой в политических играх, эти налоговые льготы необходимо внести в новую редакцию Налогового кодекса. Тем более что депутатами Комитета по информационной политике такие предложения подготовлены. Дело за решением.