00:0031 марта 200000:00
13просмотров
00:0031 марта 2000
Потребность в инструменте, с помощью которого можно сравнивать качество образования в вузах Петербурга, крайне велика.
<BR><BR>Потребность в инструменте, с помощью которого можно сравнивать качество образования в вузах Петербурга, крайне велика.<BR>Одна из реалий современного рынка образовательных услуг: количество мест в государственных и негосударственных институтах едва ли не превышает число выпускников школ. Необходимость рейтингования высших учебных заведений признают и работники вузов, и работодатели, и рекрутеры.<BR>Сегодня известен только один рейтинг - Министерства образования РФ. Его методика - тайна за семью печатями, его результаты - постоянный предмет обсуждения и возмущения многих вузовских работников.<BR>"Деловой Петербург" впервые публикует собственный независимый рейтинг петербургских вузов по трем наиболее востребованным специальностям: менеджмент, экономика, юриспруденция.<BR>За последние годы именно эти специальности подверглись наибольшему изменению: идеологическому, методологическому и научному. Изменилась и практика преподавания. С одной стороны, возникло множество платных вузов с громкими названиями, не имеющих собственной научной и технической базы. С другой - преподаватели уважаемых вузов с многолетней историей, защитившие диссертации по политэкономии социализма, нередко по мировоззрению не соответствуют времени.<BR>Именно поэтому в число основных параметров сравнения, наряду с очевидными, "ДП" включил оснащенность вузов компьютерами и Интернет-местами, обновление библиотечных фондов и активность студентов. Сегодня без использования современных информационных технологий, активного обмена студентами и заграничных стажировок трудно дать качественное образование.<BR>"ДП" признает спорность некоторых выводов и открыт для обсуждения как методики, так и результатов Рейтинга петербургских вузов.<BR><BR>Рейтинг высших учебных заведений Петербурга по наиболее востребованным специальностям выявил ряд параметров, по которым сравнительно недавно появившиеся негосударственные вузы опережают престижные государственные институты.<BR>По числу компьютеров и Интернет-мест на каждого обучающегося студента Международный институт менеджмента в несколько раз превосходит Государственный университет и Университет экономики и финансов. А, например, по числу преподавателей, приходящихся на каждого студента, Педагогический университет сравним с Международным институтом менеджмента. Из-за большой разницы в количестве обучающихся Государственный университет, Международный банковский институт и Технический университет занимают соседние места по соотношению преподавателей и студентов.<BR><BR><B>Факультеты и институты</B><BR>В итоговой таблице представлены18 наиболее профессионально работающих институтов. Вузы, не скрывающие информацию о себе, знающие, что происходит в их стенах, уверены в завтрашнем дне и в будущем своих выпускников. Они представлены теми факультетами, на которых готовят по специальности "экономика", "менеджмент", "юриспруденция". Например, в Государственном университете существуют все три факультета, поэтому показатели каждого рейтингуются отдельно. Данные по Университету экономики и финансов (ФИНЭК) приводятся по всему вузу в разделе специальность "экономика", так как все преподаваемые специальности имеют непосредственное отношение к экономике. <BR>Во многих государственных учебных заведениях, которые готовят специализированные кадры, существуют отдельно экономические факультеты, и здесь опять же оценивается не вуз в целом, а факультет, на котором изучают экономику. Есть и другие тонкости в так называемых непрофильных вузах, например Архитектурно-строительный университет имеет факультет экономики и управления, разделить его на специальность "менеджмент" и "экономика" достаточно сложно, поэтому данные факультета университета представлены в разделе "специальность "экономика". <BR>В остальных случаях в Рейтинге петербургских вузов данные по специальностям "юриспруденция", "экономика", "менеджмент" учитываются и сравниваются отдельно. <BR><BR><B>Потенциал вуза</B><BR>Под "потенциалом высшего учебного заведения" понимаются наиболее значимые, на наш взгляд, параметры для современного образования. Наряду с традиционными, такими как профессорско-преподавательский состав, учтены количество студентов, выезжающих на стажировку за границу, оснащенность вуза компьютерами, возможность пользоваться Интернетом.<BR> Рейтингуемые специальности подверглись наибольшему обновлению: изменились теория и практика этих отраслей знаний. Следовательно, и литература должна соответствовать веянию времени. Поэтому в рейтинг включена графа "количество специальной литературы, приобретенной с 1995 года".<BR>Показатель "студенты, стажирующиеся за границей, в общем числе обучающихся", говорит об активности учебного заведения, о том, насколько развиты связи и каковы возможности вуза, поэтому чем выше показатель, тем лучше. <BR>Говоря о технической оснащенности института, нельзя не учитывать компьютеризацию учебного процесса. Умение современного студента работать на компьютере, его возможность ориентироваться в мире информационных технологий говорит об умении включаться в реальный бизнес-процесс. Количество выходов в Интернет также свидетельствует о способности студента находить нестандартные решения, осваивать информационное пространство. По оснащенности в лидерах Университет телекоммуникаций (9,27) и Международный банковский институт (8,68). Именно эти показатели "ухудшили" итоговый результат факультета экономики Государственного университета, имидж которого претендует на лидирующее место в рейтинге.<BR><BR><B>Выпускники и трудоустройство</B><BR>Количество студентов, закончивших вуз по перечисленным специальностям, также представлено в таблице. Использованы данные выпуска 1999 года. <BR>Оценить трудоустройство молодых специалистов достаточно сложно: во-первых, руководители вузов считают, что 100% их выпускников трудоустроены, во-вторых, по словам сотрудников деканатов, "выпускники могли уже несколько раз поменять работу, открыть свой бизнес, выйти замуж и родить ребенка". Четкой статистики о трудоустройстве не существует, поэтому из суммарного ранжирования графа исключена. <BR><BR><B>Стоимость и конкурс</B><BR>Стоимость семестра в каждом из вузов для студентов, обучающихся на платной основе, приводится в качестве справочной информации. Самым дорогим вузом оказался Университет экономики и финансов - 63 тыс. руб. за год. Также для абитуриентов в виде ориентира приводится конкурс в вузы, который был в 1999 году. При всей важности этого показателя сегодня он не слишком объективен. С 1999 года можно поступать в большинство институтов с копией аттестата. Абитуриенты, не уверенные в своих шансах, таким образом "завышают" конкурс, подавая документы сразу в несколько вузов. Максимальный конкурс 1999 года 7,0 - на юридическом факультете Государственного университета.<BR><BR><B>Курьезы</B><BR>Подавляющее большинство вузов либо вообще не представили данные о трудоустройстве выпускников, либо привели цифру за последние несколько лет. Таким образом, в таблице могло получиться, что процент трудоустроенных превышает 100%.<BR>В нашем рейтинге есть цифры, которые вызвали удивление у нас самих. Например, экономический факультет Университета оказался на 10-м итоговом месте, а Инженерно-экономическая академия - на 8-м. Это отличается от имиджа известных вузов у рекрутеров и работодателей (см. материал на стр. 18). Понятно и предсказуемо раздражение "обиженных" институтов. Наверняка методика не учитывает всех факторов, влияющих на уровень образования. Но, если спокойно взглянуть на получившийся у нас результат, руководители вузов, возможно, смогут заметить соринку в собственном глазу.<BR>