Сердце Петербурга работает как часы

Очень многие уверены, что сердце Петербурга - Невский проспект. Однако на самом деле все гораздо прозаичнее. Сердце Петербурга - это серый шкаф размером с холодильник.

<BR><BR>Очень многие уверены, что сердце Петербурга - Невский проспект. Однако на самом деле все гораздо прозаичнее. Сердце Петербурга - это серый шкаф размером с холодильник.<BR>Именно он, компьютер HP Net Server LXr 8000, является центром "Автоматизированной информационной системы бюджетного процесса - Электронное казначейство Санкт-Петербурга", которая начала полноценно работать в Петербурге с конца прошлого года. И которую Министерство финансов Российской Федерации признало в декабре лучшей в стране.<BR>"По расчетам Комитета финансов, затраты бюджета Петербурга по сравнению со временем, когда казначейская система не работала, снизятся на 5-10%. Сумма, с учетом того, что бюджет города составляет 34 млрд рублей, довольно приличная, - сказал "ДП" Александр Базыкин, заместитель председателя Комитета финансов администрации Петербурга. - Кроме того, при исполнении бюджета через казначейскую систему увеличивается оборот средств, что позволяет городу увеличить примерно на 1-1,5% свою доходную часть. Плюс еще доходы от продажи разработок другим регионам. От их представителей еще на стадии разработки системы электронного казначейства не было отбоя. Были даже попытки украсть идею и создать на основе обрывочной информации действующий продукт.<BR>Предполагается, что город получит 20% затрат на разработку системы казначейства. А они составили $130 тыс.". <BR><BR><B>Сердце Петербурга</B><BR>Электронный замок невозмутимо щелкает, и дверь с внушительной табличкой "Посторонним вход запрещен" открывается внутрь - в святая святых Комитета финансов администрации Петербурга - в комнату, где стоит главный сервер электронного казначейства. Сервер, без которого финансовая жизнь бюджетных организаций тут же оборвется. <BR>Алексей Павлов, заместитель начальника управления автоматизации, уверенно проходит вперед. "Вот это и есть бюджет 2000 года", - указывает он на нижний блок компьютерного агрегата, стоящего посреди комнаты.<BR>Затем кивает головой на примостившийся рядом блок: "А здесь наш бюджет за 1999 год".<BR> "Непосредственно здесь работа по перечислению средств не ведется, - объясняет Алексей Павлов, - здесь хранятся информационные ресурсы, которыми пользуются операторы.<BR>Связываются с сервером они через семь центров коммутации, объединенных друг с другом. Причем каждый из них, на случай нештатных ситуаций, соединен как минимум с двумя центрами. Также в целях безопасности внешняя и внутренняя сеть разъединены между собой".<BR>"Кроме того, существует защита от внезапного отключения электроэнергии, - добавляет он, - в целом по сети - источник бесперебойного питания на 5 минут и по серверу - на 20 минут".<BR><BR><B>Деньги в одних руках</B><BR>Упомянутые семь центров коммутации, в свою очередь, соединены специальными каналами со всеми 62 территориально-отраслевыми органами администрации Петербурга. <BR>Оттуда через сеть в Комитет финансов приходят заявки на оплату работ или услуг, которые выполняются с учетом тех лимитов, которые заложены в бюджете города. Деньги идут напрямую поставщику, минуя ведомство заказчика и его самого: в прямой оплате фактических расходов бюджетных учреждений и заключается казначейский способ исполнения бюджета Петербурга. Это, с одной стороны, позволяет снизить пробег денег, которые прежде выделялись отдельными квотами различным комитетам администрации, оттуда переводились на счета бюджетных организаций и только затем - на счет поставщика. С другой стороны, Комитет финансов получил возможность проверять расходы любой бюджетной организации города. Действительно ли деньги пошли на краску, текущий ремонт помещений поликлиники и закупку, скажем, необходимого медицинского оборудования? Или же на них был приобретена так необходимая врачебному учреждению с облупленными стенами дорогая иномарка? <BR>"А то ведь до абсурда доходило. Мы деньги выделили, бюджетные организации их потратили, но ни лекарств в больницах, ни новых парт в школах не прибавилось. И коммунальные услуги как были, так и остались неоплаченными, - говорит Александр Базыкин. - К тому же если 3 года назад пробег городских денег в банковских структурах города составлял до 20 дней, то по мере ее развития нам удалось снизить его до 8 дней в прошлом году. А теперь, когда система заработала в полную силу, этот срок и подавно составляет 1-2 дня". Правда, в эти $130 тыс. не входит стоимость техники и сетей. А один только сервер обошелся Комитету финансов как минимум в $90.000. <BR><BR><B>Связисты заработали авторитет</B><BR>Телекоммуникационную часть в этом проекте реализовала после победы в тендере компания "Метроком". Если сравнивать финансовые информационные потоки с автомобилями, то "Метроком" предоставил им высокоскоростные магистрали. "Участие в этом проекте для нас является хорошей PR-компанией - говорит Павел Терещенко, директор по маркетингу "Метрокома". - Больших денег здесь мы не зарабатываем".<BR>Подсеть электронного казначейства, для построения которой было использовано более 30 км оптоволоконного кабеля, полностью базируется на сети "Метрокома" (также оптоволоконной). В настоящее время подсеть включает в себя 31 цифровой выделенный волоконно-оптический канал связи с пропускной способностью 64 кбит/с, каждый из которых используется для передачи данных от абонентов с высокой степенью документооборота, и 12-канальный выделенный модемный пул для абонентов с меньшим объемом документооборота. В случае необходимости оборудование позволяет увеличить скорость по каждому каналу до "космических высот" - 2 Мбит/с (!). Но пока чиновники администрации не испытывали нужды в столь быстрых потоках информации. <BR>Промежуточный узел сети, расположенный на территории технического центра "Метрокома", соединен с центром в Комитете финансов двумя физически независимыми кабельными маршрутами. Это обеспечивает полное резервирование сети, то есть в случае проблем на одном маршруте потоки информации автоматом следуют по запасному маршруту.<BR>Сейчас "Метроком" обеспечивает круглосуточный контроль за состоянием сети, а также отвечает за надежность и безопасность передачи информации. "В случае неполадок на сети у нас существуют нормативы по ее ремонту, - поделился с корреспондентом "ДП" Сергей Антоненко, менеджер проекта компании "Метроком". - Днем на это требуется не более 2 часов, ночью - не более 4".<BR>Ближайшее развитие подсети финансовых органов администрации Петербурга предполагает подключение дополнительных 14 цифровых выделенных волоконно-оптических каналов связи с пропускной способностью 64 кбит/с. В перспективе планируется увеличение общего числа выделенных каналов связи до 60 и модернизация действующего модемного пула.<BR>Оценивая результаты своего труда, специалисты "Метрокома" не без гордости говорят, что эта сеть запросто может стать базой для создания единой сети всей администрации Петербурга.<BR><BR><B>Казначейская лихорадка</B><BR>Решив проверить, действительно ли петербургская система электронного казначейства пользуется спросом у региональных чиновников, мы связались с Архангельской областью. И выяснилось, что далеко не все регионы рвутся ее заполучить. Так, Виталий Чеботов, первый заместитель начальника финансового управления администрации Архангельской области, заявил "ДП", что его регион не собирается приобретать петербургские разработки. "Больно цены у вас кусаются, - сказал он в телефонном разговоре с корреспондентом, - так что мы в Рыбинск, скорее всего, поедем. Там вроде и цены поменьше, да и система получше". <BR>А тем временем 23 февраля этого года Правительство Российской Федерации решило заключить соглашение с Международным банком реконструкции и развития о займе $300 млн для финансирования реформы бюджетной системы на региональном уровне.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.