Консультанты и консультируемые изобретают грамматику взаимопонимания

Экономический эффект от взаимодействия с внешними консультантами во многом зависит от профессионализма работающих с ними менеджеров фирмы-заказчика.

<BR><BR>Экономический эффект от взаимодействия с внешними консультантами во многом зависит от профессионализма работающих с ними менеджеров фирмы-заказчика.<BR>Квалифицированных консультантов можно сравнить с компьютером: в руках опытного пользователя он будет незаменимым и эффективным инструментом работы, для дилетанта - лишь дорогой игрушкой. <BR>Но, продолжая аналогию, стоит заметить, что и компьютер компьютеру рознь. Для многих руководителей проблема - поиск и выбор консультанта. Одним из критериев профессиональной надежности последнего может служить "стаж работы". Поинтересоваться оным в первую очередь рекомендуют сами консалтеры, поскольку, как свидетельствует статистика, из 10 консалтинговых фирм через 3 года выживает одна. Следующим критерием могут служить рекомендации фирм, ранее имевших успешный опыт работы с данным консультантом. "Критериев может быть очень много, но первый по объективности - когда консультант может предоставить информацию о первых лицах достаточно известных организаций, которые в состоянии высказаться об опыте сотрудничества, превышающем 2-3-летний срок, с данным поставщиком консалтинговых услуг. Потому что ни один руководитель не будет продолжать сотрудничество, если не чувствует пользы", - говорит управляющий ГК "Институт Тренинга" и "АРБ Про" Сергей Макшанов.<BR><BR><B>Привлечение</B><BR>Иногда выбор консалтинговой фирмы могут подсказать "вышестоящие инстанции" или профильные ассоциации. Например, Инкасбанк обращался за поддержкой к консультантам, которых рекомендовала Ассоциация коммерческих банков Санкт-Петербурга: "Происходило объединение двух коммерческих банков в ОАО "Инкасбанк", и, учитывая тот факт, что в российской практике не было подобных аналогов, по рекомендации ассоциации были привлечены западные консультанты", - рассказала начальник отдела по работе со СМИ и рекламе Алла Трубникова.<BR>"Наша фирма предпочитает иметь дело с профессионалами, работающими индивидуально. Это персонифицирует ответственность консультантов, да и с экономической точки зрения выгоднее, - говорит социолог фирмы "Ангелина" Николай Грибалев. - Подход к выбору стратегии взаимодействия с консультантами должен быть сугубо индивидуальным для каждой из фирм. Здесь, как и при выборе невесты, все зависит от самого жениха, от его образованности, понимания и вкуса".<BR><BR><B>Опыт</B><BR>"Наш первый опыт взаимодействия с консультантами состоялся в 1988 году, когда мы пригласили австрийскую консультационную фирму для сопровождения проекта организационных изменений на заводе, - рассказал заместитель генерального директора - директор по персоналу ОАО "Ижорские заводы" Леонид Карлюков. - Чуть позже мы пытались создать свою внутрифирменную консультационную службу, но организация оказалась к ней не готова". <BR>У Ижорских заводов есть опыт сотрудничества с западными консультантами, с совместной российско-американской фирмой и непосредственно с петербургской. По словам Леонида Карлюкова, сотрудничество с местными консультантами эффективнее: "У петербургских консультантов те же самые "западные знания", но к ним добавляется еще и знание специфики нашего рынка, нашего законодательства, которые иностранцам понять сложно. Сотрудничество с зарубежными консалтерами ограничивалось, как правило, проектной стадией, отечественные занимались и разработкой, и сопровождением. Могу сказать, что примерно в семи случаях из 10 консультанты оказывались правы". <BR>"Мы неоднократно сотрудничали с консультантами - по финансовым, техническим вопросам, по вопросам качества, - говорит начальник обеспечения внешнеэкономической деятельности ОАО "Ленэнергоремонт" Тамара Федорова. - Определенный скепсис всегда присутствует. Как говорится, лучше нас никто наших бед не знает, так что совет советом, а для дела нужна своя голова. Но пути достижения цели должны быть представлены квалифицированными людьми, которые знают в этом деле толк. От консультантов мы ждем ответ не на вопрос "что делать", а "как сделать так, чтобы...", то есть конкретную технологию, апробированные схемы".<BR>Для многих фирм давно стал обыденным финансовый консалтинг, его догоняет "по обыденности" консалтинг в сфере управления персоналом. Тренинги, деловые игры и пр. стали обычной практикой работы с сотрудниками и сотрудничества - с консультантами. "Мы достаточно долго выбирали консультанта для работы с персоналом и результат получили видимый, - рассказывает главный врач санатория "Дюны" Сергей Спицын. - С одной стороны, улучшился психологический климат в коллективе и "внутренний климат" сотрудников, с другой - и пациентам стало комфортнее общаться с нашими врачами. Подобный тренинг мы проводим раз в 2 года. Чаще не получается: дорого; но профессиональный уровень должен и оплачиваться соответственно".<BR><BR><B>Работа на полку</B><BR>По мнению Сергея Макшанова, среднестатистический руководитель имеет в своей организации информационное "белое пятно" объемом не менее 30%. "То есть треть всего потока информации остается для него либо недоступной, либо доходит в искаженном виде. Ставя те или иные цели, руководитель нуждается в более объективном, более свежем взгляде со стороны".<BR>"Если же рутинные организационные задачи можно решить рутинными организационными средствами, на основе отработанных методик, процедур и правил, - приглашение консультантов в этих случаях слишком дорогое удовольствие, - считает Николай Грибалев. - К примеру, "Ангелина" имеет богатый опыт взаимодействия с фирмами, осуществляющими подбор персонала. В том, что они работают достаточно профессионально, мы убедились. Но оказывается, что по сути эти фирмы обеспечивают нам только поток кандидатов, а выбор приходится осуществлять нам самим. Так за что же мы платим - за поток? Не дешевле ли создать его самим, используя возможности рекламы?"<BR>Среди основных претензий, предъявляемых клиентами консультантам, - неадекватность полученной пользы затратам. "Компания предложила клиенту провести автоматизацию, к которой тот был не готов, так как не были решены основные вопросы (стратегия развития, ассортимент товаров). В результате фирма потратила $180 тыс., были написаны кипы руководств и разработана программа, оказавшаяся ненужной. Примеры такой "работы на полку" встречаются, - рассказывает Сергей Макшанов. - Еще один тип недовольств: консультант так организовывает свою деятельность, что она начинает мешать работе клиента. Существенно реже, но все же приходилось слышать об определенных рекламациях, связанных с дефицитом конфиденциальности. Кстати, это можно считать еще одним критерием при выборе консультанта - корректное отношение к доверию, которое оказывает компания-заказчик".<BR>"Экономическая выгода от взаимодействия с консультантами будет в том случае, если с ними работают профессиональные менеджеры, - уверен заместитель генерального директора ОАО "Ижорские заводы". - Руководители нашего предприятия специально обучались работе с консультантами, и такое обучение проводится постоянно".<BR>Леонид Карлюков напомнил, что один из законов бизнеса гласит: никогда не пренебрегай советом. "Я считаю, что каждую новую идею, новый проект необходимо обсудить с внешним консультантом еще до стадии разработки и тем более внедрения", - говорит он.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.