00:0021 февраля 200000:00
22просмотров
00:0021 февраля 2000
Массовое размножение торговых точек, начавшееся в начале 90-х годов, должно смениться обратным процессом - объединением самостоятельных магазинов и ларьков в организационные структуры.
<BR><BR>Массовое размножение торговых точек, начавшееся в начале 90-х годов, должно смениться обратным процессом - объединением самостоятельных магазинов и ларьков в организационные структуры.<BR>Тенденция к объединению, по словам представителей Комитета по потребительскому рынку администрации Петербурга, проявилась года 2-3 назад. Именно в это время торговцы начали понимать, что крупная торговая организация более устойчива на рынке. Слияние позволяет увеличить закупки у оптовиков и производителей, а значит, рассчитывать на то, что они предоставят скидки и прочие льготы. Сокращаются накладные расходы. Возможно создание единой маркетинговой службы, которая у небольших торговых предприятий зачастую попросту отсутствует. <BR>Процесс концентрации в торговле идет разными путями. Имеет место как добровольное объединение торгующих организаций, так и поглощение одних другими. В результате в Петербурге сейчас функционирует более 20 торговых сетей. <BR>Свои сети магазинов начали открывать в Петербурге производители Северо-Запада. Например, в прошлом году открыт торговый дом "Вологда". Всего в городе около 200 предприятий фирменной торговли. <BR><BR><B>Под одну крышу</B><BR>Еще одно явление, которое характерно для торговой сферы города на Неве в последние годы, - создание рынков и торговых комплексов взамен множества ларьков и палаток. <BR>"В прошлом году в городе открылось 9 новых рынков и 15 торговых комплексов. В то же время число отдельно стоящих объектов мелкорозничной торговли сократилось более чем на 300 единиц. В 2000 году вступят в строй еще 25 торговых комплексов. С дефицитом в торговле мы покончили. Теперь главная задача администрации города - сделать торговлю более цивилизованной", - говорит Лидия Мамон, начальник отдела рынков и мелкорозничной торговли Комитета по потребительскому рынку администрации Петербурга. <BR>Появляющиеся рынки и торговые комплексы являются прямыми конкурентами уже существующих крупных магазинов. Директорам универсамов и универмагов такое положение дел не нравится. Их возмущает не само наличие конкуренции, а существование неравных условий для соперничества. <BR>"Оттого, что ларьки и палатки заменяют павильоны и рынки, торговля не становится более цивилизованной. Деньги в тех же объемах, как и раньше, оборачиваются, минуя государственную казну. Благодаря большему обороту, в развитых странах цены в супермаркетах ниже, чем в мелких магазинчиках, потому что там государство тем и другим предъявляет одинаковые требования по выплате налогов. У нас все наоборот. Универсамы и универмаги вынуждены устанавливать цены выше, чем в ларьках и торговых комплексах. Сейчас "челнок" везет продукцию не в сумках, а нанимает самолет целиком. Его обороты сравнимы с объемом продаж крупных магазинов города, но он если и платит налоги, то не в тех объемах, что универсамы и универмаги. Тут все всем ясно. И если в течение многих лет ничего не меняется, то, значит, это кому-то нужно", - недоволен государственной политикой генеральный директор ОАО "Универсам "Таллинский" Валерий Решетов. <BR><BR><B>Кризис росту сети не помеха</B><BR>Несмотря на кризис и падение оборота розничной торговли в Петербурге, число объектов в рознице продолжает расти. В прошлом году наблюдалось устойчивое расширение торговой сети во всех районах города. На начало 2000 года в городе функционировало 8275 объектов стационарной розничной торговли. Продовольственная сеть увеличилась на 81, а непродовольственная - на 174 предприятия. В начале 90-х годов общая численность торговых точек составляла около 2,5 тыс. <BR>Получается, что промышленными товарами торговать сейчас выгоднее. Это не совсем соответствует версии о большом снижении уровня жизни населения Петербурга. Ведь при сокращении доходов люди отказываются в первую очередь от покупок товаров, в которых они менее нуждаются. Поскольку отсутствие еды человек переживает тяжелее, чем недостаток промышленных товаров, то при снижении платежеспособности населения доля продовольственных товаров в общем объеме продаж должна расти. Этого не происходит.<BR>По данным Комитета по потребительскому рынку, в структуре общего оборота доля реализации непродовольственных товаров возросла с 57,6% до 59,9%. Доля продаж продовольственных товаров сократилась к концу года до 40%.<BR>Существует три объяснения противоречия в данных статистики: уровень жизни не снижался в 1999 году; на самом деле доля продовольственных товаров не сокращалась; поведение петербуржцев, как потребителей, не соответствует схемам, выведенным экономической теорией. Каждое объяснение выглядит вполне реалистично. Вполне возможно, что горожане не так сильно обеднели, как свидетельствует статистика, и при этом готовы сэкономить на еде в угоду сохранению уровня расходов, к примеру, на одежду. <BR><BR><B>Исчезновение оборота</B><BR>Торговая сеть расширяется на фоне значительного сокращения совокупного розничного оборота в Петербурге. В 1999 году он уменьшился на 14%, а по сравнению с 1994 годом - почти на 40%. Учитывая размеры инвестиций в создание новых торговых предприятий и реконструкцию уже существующих, вряд ли совокупный объем продаж магазинов так стремительно падал. Гораздо вероятнее, что часть оборота уходит в тень. <BR>По итогам прошлого года торговля и общественное питание пополнили бюджеты разных уровней на 4,8 млрд рублей. Это чуть более 11% от всех налогов, собранных в Петербурге. Руководители универсамов и универмагов считают, что большую часть поступлений обеспечивают именно их предприятия. При этом крупные и средние организации формируют лишь около 30% прошлогоднего оборота розничной торговли города. <BR><BR><B>Льготы по аренде</B><BR>Больше всего за прошедшее десятилетие пострадала комиссионная торговля. Магазины, торгующие товарами, бывшими в употреблении, одни из первых начали приватизироваться. Однако в существующей внешней среде многие из них не смогли выжить. Тем не менее потребность в их существовании имелась и имеется.<BR>Администрация города пошла по пути предоставления льгот комиссионкам, что привело к их возрождению в последние 1-2 года. Магазины, торгующие изношенными товарами на площадях, которые принадлежат городу, платят 0,1 от базовой ставки арендной платы. <BR>Возможно, концепция поддержки комиссионной торговли изменится, поскольку предоставление льгот по арендной плате приводит к сокращению поступлений средств в городской бюджет. Общая сумма льгот, предоставленных комиссионным, овощным, молочным и хлебобулочным магазинам, составляет около 100 млн рублей в год. <BR><BR><BR><B>Непрофессионалов обучат</B><BR>Торговля поддерживает заказами не только строительные организации, но и учебные учреждения. Доходы последних, скорее всего, увеличатся в ближайшем будущем. Заняться переподготовкой своих кадров торговые организации вынудят городские органы власти, которые собираются ввести обязательную сертификацию торговых услуг. Одно из требований при получении сертификата - наличие документов о специальном образовании у персонала магазинов. Представители Комитета по потребительскому рынку говорят, что руководители новых торговых организаций ошибочно считают, что для работы в торговле не нужно специального образования. Поэтому по-прежнему невысок уровень предоставляемых услуг в некоторых торговых организациях. "В торговле уровень образования персонала должен быть гораздо выше, чем в других сферах бизнеса. Чтобы поднять его, в Петербурге достаточно учебных заведений и опытных преподавателей", - уверены чиновники.